Во что верят русские?

О том, как меняется удельный вес верящих в разные религиозные и парарелигиозные доктрины, мы можем судить на основании приведенной ниже таблицы 1.5.

Удельный вес верящих в Бога, как мы видим, растет как бы скачками. Первый «скачок» происходит в 1989—1991 гг. (несомненно, что 34% верящих в Бога в 1991 году — это результат бурного роста, происшедшего в 1989—1990 гг. В 1993—1996 гг. практически никаких изменений не произошло, а с 1996 по 1999 год — новый рост сразу на 14 %. (Мы должны честно признаться, что не понимаем, в чем причины этого нового «скачка», которого мы не ожидали. На основании данных 1996 года мы думали, что происходит естественное затухание роста и стабилизация числа верующих).

Следует отметить также, что удельный вес в населении тех, кто верит в Бога, резко выше удельного веса тех, кто верит в различные

16

идеи и догматы, в православном и общехристианском учении неразрывно связанные с верой в Бога. Так, по крайней мере 35% в 1999 году верили в Бога, не веря в загробную жизнь. Рост числа и удельного веса верящих в Бога также резко выше роста числа верящих в другие элементы христианского вероучения. Так, с 1991 по 1999 год процент верящих в Бога возрос на 27%, а верящих в загробную жизнь — только на 6%.

Еще одна и очень важная черта современной русской религиозности — это громадное распространение разных нехристианских религиозных и парарелигиозных идей, вера в которые в настоящее время более распространена, чем вера в основные элементы христианского вероучения. Для современного русского поверить в пересе-

17

ление душ более чем в два раза легче, чем в воскресение мертвых, а в колдовство — почти в два раза легче, чем в загробную жизнь.

Вера в Бога, которая легко сочетается с верой в колдовство и магию и плохо — с верой в загробную жизнь, очень мало говорит нам о реальном содержании сознания, ибо одно и то же слово «Бог» может означать разное — и живого христианского Бога, и всяких философских «богов», и вообще едва ли не все, что угодно. Поэтому мы задавали также другие вопросы, о том, как люди понимают слово «Бог», предлагая на выбор ряд ответов. Выборы, сделанные респондентами, обобщены в таблице 1.6.

Мы видим, что удельный вес лиц, понимающих Бога по-христиански, как живого Бога, с которым человек вступает в личные отношения, значительно ниже удельного веса тех, кто «верит в Бога».

Перейдя от цифр, характеризующих отношение к религии, к цифрам, характеризующим собственно религиозность, мы сразу же спускаемся на уровень на порядок более низкий. Наш «Маятник» достиг предельной позиции в том, что касается положительной оценки церкви, несколько меньшей — в неопределенной самоидентификации как православных и еще меньшей — в цифрах, характеризующих «веру в Бога». Когда же мы пытаемся «нащупать» более или менее определенную православную христианскую веру, мы переходим в область уже очень небольших цифр, где движение нашего «маятника» становится почти незаметным.

18