Примечания, библиография, сокращения

1 Тенденции в русской религиозности не вполне укладываются в теорию секуляризации и приватизации X. Казановы (Casanova H., 1994), которая больше подходит к процессам непрерывной и постоянной «маргинализации религии в частную сферу». По той же причине очень интересная идея Казановы о «деприватизации» не вполне объясняет мгновенный рост публичного значения религии в русском контексте.

2 Как пишет С. Филатов, то «публичное» православие, которое было изобретено для массового потребления в 90-х гг., является «фантомом», созданным масс-медиа (Филатов С., 1999, с. 142). Но даже если эту версию православия можно назвать фантомом, она была отблеском глубоких и сложных перемен в обществе.

3 При работе с периодикой я использовал полнотекстовую базу данных прессы: Universal Database of Russian Newspapers компании East View Publications, Inc. (http://news.eastview.com). Необходимо подчеркнуть, что есть и другие важные источники, формирующие общую картину религиозного дискурса: книги и науч-

142

ные статьи религиозных и светских авторов, религиозная периодика разных конфессий; конференции и прочие общественные события; документы государственных, частных и (в том числе) религиозных организаций. Эти источники не использованы в данной статье, но я надеюсь обратиться к ним в дальнейшем.

4 Есть несколько тем, которые активно обсуждаются в прессе, но не затрагиваются в этой работе: внутренняя ситуация в Русской Православной церкви, ислам и исламская политика, отдельные политические и культурные события, имеющие религиозную составляющую. Некоторые другие темы (религия и армия, религия и образование, религиозное законодательство, новые религиозные движения, экуменизм) затрагиваются здесь только в небольшой степени.

5 Цифры посещения церковных служб варьируют от 2% до 7% всего населения. Более подробно статистика раскрывается в статье К. Каариайнена и Д. Фурмана в этой книге: они говорят о цифре б—7%. Б. Дубин ссылается на цифру 5—6% в мониторинге ВЦИОМа (Дубин Б., 1999, с. 364). В то же время те, кто заявляет о своей вере в Бога, составляют 60%, и 94% положительно оценивают роль Православной церкви, которая занимает первое место среди общественных институтов по уровню доверия к ней.

6 Социология не была в почете в Советском Союзе, и ее «открытие» в 90-х гг. привело к настоящей одержимости опросами, часто лишенными методологической строгости. В конечном итоге, методология иногда и не имела значения: главное было в цифрах найти аргумент, подтверждающий собственную позицию автора.

' См.: СГ. 1996. 6 июня; НГ. 1996. 20 июня; АИФ. 1999. 14 апр.; ИАИФ. 1997. 6 окт.

8 Дунаев С. // НГ. 1996. 1 июня.

9 Чапнин С. // НГ-РЕЛ. 1997. Ноябрь. С. 7; Иеромонах Иларион (Алфеев) // Там же. С. 6; СПВ. 1999. 6 марта. В подробной дискуссии в московском Центре Карнеги религиозные активисты, журналисты и ученые были едины в признании того, что религиозной экспансии в обществе не произошло (НГ-РЕЛ. 1997. Декабрь).

10 Соколов М. // ИЗВ. 1999. 15 июля.

11 Например: Морозов А. // НГ-РЕЛ. 1997. Декабрь.

12 Мчедлов М. // НГ-РЕА. 1998. Январь.

13 Жегалов К. // ИАИФ. 1999. 12 марта.

14 Кирьязев О. // НГ-РЕЛ. 1997. Сентябрь.

15 Полищук Ю. // ИЗВ. 1998. 4 июня.

16 Буйда Ю. // ИЗВ. 1998. 4 июля.

"Дунаев С. // НГ-РЕЛ. 1998. Февраль. С. 14.

18 Дунаев С. // НГ. 1996. 10 мая; НГ-РЕЛ. 1998. Сентябрь

20 Феррейра К. // ЗВР. 1997. 28 апр.; Ростиков Е. // ЗВР. 1998. 20 марта; Королева О. // ПРА. 1997. 28 июля.

21 Красиков А. // РТ. 1998. 4 февр.; Бородин С. // КД. 1998. 24 марта; Куликов А. // НГ-РЕЛ. 1997. Декабрь.

22 Гриднева М. // МК. 1998. 29 нояб.

23 Душенов К. // ЗВР. 1997. 28 нояб.

24 Такие общины российского происхождения, как Белое братство, Богородичный центр и некоторые другие, безусловно, включаются в этот список, однако в целом западное влияние на новые религии не подвергается сомнению.

25 Дворкин А. // ТД. 1998. 28 окт.

26 Только несколько примеров: СГ. 1996. 16 мая (против Церкви Объединения); СГ. 1996. 18 июля (самоубийства); КП. 1997. 31 окт. (против Family); ТД. 1998. 6 февр. (воздействие на детей); ИЗВ. 1998. 4 июня (против харизматической общины «Живая Вера»).

27 Первым «религиозным» процессом стал суд по делу Аум Синрике в 1995 г.

143

28 Астахова А. // СГ. 1998. 23 нояб.

29 PB. 1996. 17 апр.

30 Осипов В. // НГ. 1996. 28 марта.

31 Флоренский П. // ЗВР. 1998. 14 авг.

32 Степанов П. // НГ-РЕЛ. 1997. Ноябрь.

33 Махнач В. // НГ-РЕЛ. 1998. Январь.

34 НГ. 1996. 28 нояб.

35 Патриарх Алексий // КП. 1999. 17 февр.

36 Патриарх Алексий // PB. 1997. 5 янв.

37 Морозов А. // НГ. 1996. 11 дек. Четырехрядная схема включает: Русскую Православную церковь и ислам в первой категории (поскольку они составляют 75% и 18% верующих); буддизм, иудаизм, старообрядчество и лютеранство во второй категории; Армянскую церковь, баптизм, пятидесятничество и духоборов в третьей категории; что касается четвертого списка, то «его надо запросить у соответствующих госслужб, у МВД, в первую очередь». (Католичество не попало ни в один из списков, по-видимому, по невнимательности).

38 Малышева М. // СГ. 1998. 8 авг. Пресса окрестила комплекс в Отрадном «маленьким Иерусалимом». Военная газета писала по этому поводу, что «случилось нечто невиданное и неслыханное в российской истории» — пример полной терпимости; автор утверждает что веротерпимость — это «фактор национальной безопасности». В то же время вторая половина статьи представляла собой резкую атаку на «сектантские, сатанинские организации» (Макрушин В. // КЗВ. 1999. 2 апр.).

39 В этой статье я не затрагиваю сложную тему трений внутри церкви между различными партиями, а также тему экуменизма. Обе темы активно обсуждается в прессе и прочно связаны друг с другом.

40 Померанц Г. // ВМН. 1998. 10 авг. Даже слово «вторжение», которое использует здесь Померанц, кажется провокацией в отношении тех, кто очень часто использует это слово с противоположной оценкой.

41 Розенбаум Ю. // НГ. 1997. 30 авг.

42 Маркевич А. // Там же.

43 Великолепов А. // ОГ. 1999. 18 марта.

44 Нежный А. // МН. 1999. 12 янв.

45 Особенно последовательны в этом были «Московские новости» (МН. 1998. 7 марта; МН. 1998. 2 июня). Такую же поддержку «культам» оказывала «Общая газета», подробно излагавшая юридические коллизии, указывая в частности на то, что запрет иеговистов противоречил бы решениям Европейского суда по правам человека (Самарина А. // ОГ. 1998. 8 окт.). Мощная кампания против иеговистов и других «культов» была описана в статье под красноречивым названием «Вечные мученики свободы» (Благодаров С. // КП. 1998. 21 нояб.). В газете «Время-МН» термин «деструктивные секты» критиковала Айлин Баркер, известная английская специалистка по новым религиям (ВМН. 1998. 4 авг.).

46 Иваненко С. // МН. 1998. 2 июня; Вавилова А. // НГ-РЕЛ. 1997. Декабрь; Смирнов М. // МН. 1998. 23 июня; Ихлов Е. // НГ. 1997. 10 сент. Единственный культ, который никто не решался защищать, был, возможно, Аум Синрике.

47 К лету 1996 г. по крайней мере в 15 субъектах федерации были приняты законы, препятствующие деятельности иностранных миссий (Морозов А. // НГ. 1996. 11 дек.). См. по этому вопросу: Richardson J., Shterin M., 1998.

48 Солдатов A. // МН. 1998. 10 февр.

49 Ципко А., Мигранян А. // НГ. 1997. 20 авг.

50 Чапнин С. // НГ-РЕЛ. 1998. Ноябрь. С. 10.

51 Пресвитер Владислав Ципин // НГ-РЕЛ. 1998. Апрель. С. И; Окара А. // НГ-РЕЛ. 1998. Апрель. С. 15.

144

52 Видеман В. // НГ-РЕЛ. 1998. Март. С. 10.

53 Чапнин С. // НГ-РЕЛ. 1997. Декабрь. С. 6.

54 Патриарх Алексий // КП. 1999. 17 февр.

55 НГ-РЕЛ. 1998. Сентябрь. С. 9; Постников П. // МКО. 1999. 9 февр.

56 МН. 1998. 17 марта; Патриарх Алексий // ТД. 1999. 19 марта.

57 КД. 1998. 5 нояб.

58 Упомянутый Закон (опубликован в «Красной звезде» от 3 июня 1998 г.) предоставляет, однако, право проводить религиозные службы за свой счет и при наличии разрешения командира части. Совместное заявление Министерства обороны и церкви от 2 марта 1994 г. дало начало серии «соглашений» на различных уровнях (см.: КЗ. 1997. 29 апр.; СГ. 1996. 26 сент.; КЗ. 1998. 8 авг.). Собор 1997 г. постановил о создании Отдела координации связей с военными и правоохранительными органами; примерно в это же время Церковь приняла решение о том, чтобы «каждый местный приход, на территории которого дислоцирована воинская часть, нес попечение этой воинской части» (митрополит Кирилл // АИФ. 1998. 18 марта).

59 Мчедлов М. (НГ-РЕЛ. 1998. Ноябрь. С. 10) ссылается на социологическое исследование; митрополит Кирилл также упоминает опрос жителей Москвы, поддержавших введение «церковного часа» в школах (НГ. 1996. 28 нояб.).

60 См. энергичные аргументы за введение всеобщего (а не только в частных конфессиональных школах) православного образования в статье: Владимир Осипов // НГ. 1996. 13 мая. Относительно мысли о неприменимости в России западного секуляристского опыта см.: Шевченко М. // НГ. 1996. 22 нояб. О «проникновении» Православной церкви в школу и о якобы поддержке ее со стороны Министерства образования, что является не чем иным, как «путем к новому средневековью», см.: Шевелев Г. // СПВ. 1999. 6 марта. Критические сообщения из провинции о сотрудничестве церкви и школ: МН. 1998. 17 марта. Споры между поборниками и оппонентами религиозного образования никогда не утихали и дошли до уровня Администрации Президента (см.: НГ-РЕЛ. 1998. Март. С. 9).

61 Куценков П. // НГ. 1996. 23 марта.

62 Красиков А. // НГ. 1996. 9 окт.; Ихлов Е. // НГ. 1997. 10 сент.; Антонов М. // НГ-РЕЛ. 1997. Декабрь. С. 6.

63 Душенов К. // ЗТР. 1997. 29 нояб.; Легостаев В. // ЗТР. 1999. 13 авг.

61 Общий вывод, который можно извлечь из опыта избирательной кампании 90-х гг., свидетельствует о том, что «религиозная карта» не играет большого значения для определения предпочтений избирателей и даже иногда вредит тем, кто пытается эту карту разыграть. Практически единодушен вывод и о неудаче конфессиналь-ных партий, христианских или мусульманских (Бабасян Н. // НГ. 1996. 19 янв.; Морозов А. // НГ. 1996. 10 февр.). Интересную дискуссию о религии и политике см. в: НГ-РЕЛ. 1998. Январь. С. 12—13). Как пишет Алексей Салмин, не существует «системной связи между миром церкви и миром политики» (Салмин, 1999. С. 40).

65 Шевелев Г. // СПВ. 1999. 6 марта; Ихлов Е. // НГ. 1997. 10 сент.

66 Шевченко М. // НГ. 1996. 10 июля; Загородников А. // НГ. 1996. 30 июля.

67 Кара-Мурза А. (НГ-РЕЛ. 1998. Январь. С. 12) открыл дискуссию специалистов ссылками на А. Тойнби и Н. Данилевского, которые основывали свои исторические концепции на подобном консенсусе; далее он поставил вопрос (не упоминая М. Вебера, но, безусловно, имея в виду его подход) «как в России возможны рынок и капитализм на нерелигиозной основе?».

68 Шевченко М. // НГ. 1996. 13 апр.

69 Исследования и опросы подтверждают то же самое: процент тех, кто идентифицирует себя с «православными», обычно выше, чем процент «верующих» (см.

145

статью К Каариайнена и Д Фурмана в этой книге), этот парадокс прекрасно демонстрирует, что «православный» означает здесь скорее национальную идентичность, чем религиозную традицию.

10 Шафаревич И // ЗВР 1996 10 дек

71 Яковенко А // ЗВР 1999 21 мая

72 Шевченко M // НГ-РЕЛ 1997 Декабрь С 1 В этом состоял главный вывод конференции «Ислам в России», итоги которой обобщает автор

73 Полосин В // НГ 1999 7 июля А Рудаков писал о «важнейших евразийских цивилизационных кодах», таких как Юлианский календарь и Церковно-славян-ский язык (используемые Русской церковью) (НГ-РЕЛ 1998 Май С 13), в этом случае, однако, ислам вообще не упомянут Скептический ответ на идею евразийства обычно состоит в том, что Россия находится на периферии как христианской, так и мусульманской культурных орбит (Вали-Ахмед // НГ-РЕГ 1998 Декабрь С 13)

74 Цит по Wozmuk, 1998, р 198

75 Ковалев Ю // НГ 1996 2 апр , Кортунов С // НГ 1996 24 апр , Споров Б // ПРА Еженедельник 1998 9 янв Немаловажно, что столь схожие по тону примеры взяты из таких различных по ориентации газет, как умеренно либеральная «Независимая» и «коммуно-патриотическая» «Правда»

76 Швечкин А // СПВ 1998 29 июля, Михайлов Л // СГ 1997 30 янв , Чубайс И От русской идеи — к идее новой России M , 1996

77 Патриарх Алексий Интервью // КП 1999 17 февр Интересные рассуждения о строительстве гражданского общества на основе православия см Kharkhordm, 1998 Это чрезвычайно утопичный проект создания общества, свободного от государства и основанного на духовных общинах и братствах, рассматривается в van der Zweerde, 1999

78 Аксючиц В (НГ 1996 15 дек ) без колебаний утверждает, что «нормальная» Россия должна быть авторитарной

79 Федотова В // НГ 1997 16 янв

80 Ципко А , Мигранян А // НГ 1997 20 авг

81 Шевченко M //НГ 1996 13 апр , Семенко В //НГ 1997 16 авг , Кудрявцев В // ПРА Еженедельник 1998 27 февр (в связи со скандальным показом «Последнего искушения Христа» M Скорсезе) Ср то же самое противопоставление, четко обозначенное у К Душенова (второй параграф этой статьи)

82 Мраморнов О // НГ 1996 11 дек

83 Николаев С // СГ 1996 16 мая

84 Мраморнов О // НГ 1996 3 дек

85 Поляков Е // НГ 1998 14 авг

86 См van der Zweerde, 1999 с 26, 31, где говорится более подробно о «прогрессивной (демократической) православной интеллигенции», усилия которых способствуют складыванию гражданского общества

87 Морозов А // НГ-РЕЛ 1997 Сентябрь С 7

88 Щипков А //НГ-РЕЛ 1998 Январь С 13, Шевченко M //НГ 1996 13 апр Эти взгляды разделяют многие другие участники дискурса Точно также полагается, что, например, идея частной собственности на землю чужда православию, которое считает землю принадлежащей Богу, поэтому враждебность самой норме собственности укоренена более глубоко, чем только в коммунистических привычках (Махнач В // НГ-РЕЛ 1998 Январь С 12)

89 Митрополит Кирилл // НГ 1999 26 мая Кирилл безусловно является одной из самых интересных и сложных фигур в Русской церкви, традиционалисты считают его почти еретически либеральным, а либералы — коррумпированным кон-

146

формистом Поэтому нельзя рассматривать его рассуждения как выражение официальных или господствующих взглядов в церковной иерархии

90 Душенов К //НГ-РЕЛ 1998 Февраль С 13, Рудаков А //НГ-РЕГ 1998 Май С 13

91 Морозов А // НГ-РЕЛ 1997 Декабрь С 3

92 Савельев А // НГ-РЕЛ 1998 Январь С 12

93 Малашенко А // НГ 1997 17 июня, Розенбаум Ю // НГ 1997 30 авг, Шелов-Коведяев Ф // НГ-РЕЛ 1998 Январь С 13, Uzell L // НГ-РЕЛ 1998 Май С 13

94 Нежный А // НГ 1997 10 дек

95 Тезис о «функциональной религиозности» коммунизма имеет довольно долгую историю, восходя еще к бердяевским «Истокам и смыслу русского коммунизма» (Бердяев H , 1955), А Безансон исходит из определения коммунизма как «псевдоморфемы» (pseudomorpheme) религии (Besançon А , 1986) Теперь этот тезис широко признан, хотя и детально не обоснован, А Салмин говорит о «коммунистической псевдорелигии» и «псевдоцеркви» (Салмин А, 1999, с 41) С Филатов ясно называет православие и коммунизм «двумя русскими историческими идеологиями», тем самым приравнивая их и находя между ними ключевые сходства (Филатов С , 1999, с 138)

96 Между прочим, авторы социологических исследований приходят к выводу, близкому к тому, который следует из анализа прессы (см Каариайнен К , Фурман Д , 1997) Б Дубин в комментарии к цифрам опроса, пишет «Интегральную тенденцию здесь можно описать как нарастание смысловой неопределенности в обществе» (Дубин Б , 1999, с 367)

97 О характерном для России «синоптическом мышлении», о уверенности в том, что есть «единственно правильные решения» и т д см Eckstein H , 1998, р 373, о российской склонности к «унитарной и принудительной истине» также см McDamel Т , 1996 р 35ff

98 С Филатов (Филатов С , 1999, с 145) выдвигает схожие аргументы, говоря о старом и до сих пор поддерживаемом взгляде на православие как на гаранта от внутренней смуты и «вредного» западного влияния Владимир Вознюк пишет, что «России не свойственно в течение длительного времени оставаться без национальной идеологии» и что российская политическая жизнь «демонстрирует признаки дискомфорта при отсутствии официально санкционированной идеологической доктрины» («officially sanctioned ideological reference point») (Wozmuk V , 1997, p 195) Эверт ван дер Зеерде пишет, что «государству срочно нужна идеологическая легитимация, и положение православия как "государственной религии" несомненно пригодилось бы для него» (van der Zeerde, 1999, p 31)

99 Понятие «идеократия» иногда использовалось в публикациях, в частности, В Ак-сючицем (Аксючиц В // НГ 1996 15 дек )

Библиография

Бердяев Н., 1955. — Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Paris: IMC A press, 1955.

Дубин Б., 1999. — Дубин Б. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем / Отв. ред. Т. Завславская. Московская Высшая школа социальных и экономических наук. М.: Логос. С. 359—367.

Каариайнен К., Фурман Д., 1997. — Каариайнен К., Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие: эволюция российской религиозности // Вопросы философии. 1997. №6. С. 35—52.

Салмин А., 1999. — Салмин А. Православие, политика и общественное сознание // От нетерпимости к согласию. М.: Весь Мир, 1999. С. 39—49. Филатов С., 1999. — Филатов С. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Полис. 1999. №3. С. 138—149. Besançon А., 1986. — Besançon A. Present sovietique et passe russe. Paris, 1986. Casanova H., 1994. — Casanova H. Public Religions in the Modem World. Chicago: University of Chicago Press, 1994.

Eckstein H.r 1998. — Eckstein H. Russia and the Conditions of Democracy // Can Democracy Take Root in Post-Soviet Russia? Explorations in State-Society Relations / Eckstein H. et al., eds. 1998. P. 349—381.

Kharkhordin O., 1998. — Kharkhordin O. Civil Society and Orthodox Christianity // Europe-Asia Studies. 1998. Vol. 50. No.6. P. 949—968.

McDaniel T.r 1996. — Tim McDaniel T. The Agony of the Russian Idea. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1996.

Richardson J., Shterin M., 1998. — Richardson J., Shterin M. Local Laws Restricting Religion in Russia: Precursors of Russia's New National Law // Journal of Church and State. 1998. Vol. 40. P. 319—341.

van der Zweerde, 1999. — Evert van der Zweerde. «Civil Society» and «Orthodox Christianity» in Russia; a Double Test-Case // Religion, State and Society. 1999. Vol. 27. No.l.

Wozniuk V., 1997. — Wozniuk V. In search of ideology: the Politics of religion and Nationalism in the New Russia (1991—1996) // Nationalities Papers. 1997. Vol. 25. No.2. P. 195—210.

Сокращенные названия периодических изданий

АИФ — Аргументы и факты ВМН — Время МН ЗВР — Завтра

ИАИФ — Интерфакс—АИФ

ИТГ — Итоги

ИЗВ — Известия

КД — Коммерсант-daily

КП — Комсомольская правда

КЗ — Красная звезда

МК — Московский комсомолец

МН — Московские новости

НГ — Независимая газета

НГ-РЕЛ — НГ-религии

ОГ — Общая газета

ПРА — Правда-5

РГА — Российская газета

РТ — Русский телеграф

PB — Российские вести

СГ — Сегодня

СПВ — Санкт-Петербургские ведомости ТД — Труд