«Отечественные» и «Иностранные» новые религиозные движения

Это особенно очевидно в более организованных местных российских НРД, таких как Великое Белое братство, Церковь Последнего Завета (Движение Виссариона) или Православная Церковь Богоматери (Богородичный центр)7.

Теология этих движений сфокусирована на двух темах, которые они воспринимают как неразрывно связанные, — будущее человечества и судьба России (Советского Союза). Их изначальное восприятие этих тем было окрашено в апокалиптические тона. Белое братство вызвало первую волну «великой боязни культов» в России, сначала предсказывая, а затем съехавшись в Киев на «конец света» (см.: Borenstein Е., 1995). Богородичный центр предвидел Судный день, но дал человечеству шанс уцелеть, «преобразив» себя, то есть признав «подлинную веру девы Марии». Согласно Виссариону, духовное и физическое загрязнение Земли уже ведет к ее концу, но его последователи уцелеют в общине посреди южносибирской тайги, где на горе Сухой строится экологически чистый Город Солнца, или «Новый Иерусалим»8. Руководитель Бажовского движения, Владимир Соболев, тоже предсказал множество катаклизмов, от разрушительных землетрясений до третьей мировой войны, за которыми последует Страшный суд.

Эти апокалиптические теологии ставили Россию (или бывший Советский Союз) в центр битвы между силами добра и зла. Для «божественного дуэта» Великого Белого братства, Марии Дэви Христос и Иоанна Свами9, славянские регионы бывшего СССР были «Землей обетованной», а Киев — ее «Новым Иерусалимом». Более того, Бог, «который русский», среди 144 ООО предназначенных к спасению определил только славян10. Виссарион тоже считает Россию «Землей обетованной, Новой Землей, Новыми Небесами, Новым Иерусалимом»". Вениамин Береславский, руководитель Богородичного центра, говорит о «Новой Святой Руси», через которую может спастись

155

все человечество12. Бажовское движение определяет центр спасения еще более точно — это Челябинская область. Ее спасительные свойства будто бы были обнаружены еще Ермаком, когда этот исторический герой начал завоевание края для России13. (Даже один из последних пришельцев на русскую религиозную сцену, Сакралис, склонный использовать квазинаучный язык, предсказывает, что у России есть хороший шанс принять на своей территории «Храм Запредельной Истины», который станет «местом паломничества верующих всех наций»)14. Тенденция придавать особую святость своей местности и благодаря этому помещать ее в центр Вселенной — широко распространенная черта многих отечественных религиозных движений. Но, впрочем, сходными свойствами обладают и многие другие религии в мире.

Эта всеобъемлющая тема, судьба России на фоне судьбы человечества, поглощает все другие проблемы, такие как озабоченность экологическими вопросами (ярко выраженная в теологии Виссариона и Бажовского движения), ощущение неизбежности третьей мировой войны (например, у Бажовского движения) или судьба коммунистического наследия (выраженная в образе «трех голов» у Богородичного центра)15.

Несмотря на то, что среди отечественных религиозных групп эти НРД отличаются самым большим числом последователей, есть группы с совершенно иными религиозными интересами и ориентациями. Так, учение боголюбов — небольшой группы, действующей в некоторых центральных районах России, — возникло из смешения элементов протестантской этики и русских дохристианских верований без очевидного влияния апокалиптических представлений или идей о России как духовном центре мира. В учении Общества последователей Порфирия Иванова некоторые смутные христианские представления и образы (вера в «Сына Божьего», «Двенадцать заповедей», «Второе пришествие») интерпретируются в духе «религий природы», так что основатель группы становится Отцом и Сыном Второго пришествия, а две из заповедей требуют «Не плюй вокруг себя» и «Регулярно обливайся холодной водой».

Было высказано предположение, что отечественные НРД имели больший успех в России, чем «иностранные» группы, так как они больше соответствуют «русской ментальности» и их учения более адекватно отражают широко разделяемые русскими верования (Filatov S., 1999, p. 166). Однако эти утверждения кажутся проблематичными.

156

Смысл используемых понятий не совсем ясен. Что означает «русская ментальность»? Далее, все «иностранные религии» смешиваются в одну кучу, хотя в действительности они сильно различаются между собой и имели разный «успех» в России. Помимо этого, имеющиеся эмпирические данные неоднозначны, а часто просто противоречат этим обобщениям.

Существуют религии, возникшие не на российской почве, но несмотря на это вполне успешно распространившиеся в России. Численность последователей «старых» НРД, таких как Свидетелей Иеговы или мормонов, а также относительный успех Международного общества сознания Кришны (MOCK) или западных протестантов, особенно пятидесятников, показывают, что «иностранное» происхождение вряд ли является помехой. В то же самое время различается и судьба местных групп: так, Богородичный центр насчитывает несколько тысяч членов, в то время как Движение богемы немногочисленно. С другой стороны, количественные сравнения обнаруживают удивительное сходство между «иностранными» НРД в России и их аналогами на Западе, что может указывать на сходство причин, по которым люди вступают, не вступают в такие движения или выходят из них.

Нам кажется более обоснованным говорить о том, что разные НРД привлекают разных «ищущих». Некоторые «иностранные» системы верований отвечают на проблемы, волнующие жителей России в такой же степени, как и людей в других странах. Похоже, что верования и религиозная практика «иностранных» групп оказываются не совсем чуждыми относительно многим россиянам. Но еще более важно, что не только верования, но и другие аспекты НРД, такие как структура и стиль руководства, сеть общения и его стиль, экономическая деятельность и отношения с окружающим миром, воздействуют на решение людей вступить в НРД, оставаться или выходить из них, а следовательно, и в целом на судьбу движений.

Успех (численно измеряемый) НРД в значительной степени зависит от их гибкости в приспособлении к внутренним изменениям и переменам в окружающем обществе. Достаточно привести один очень простой пример: в начале 1990-х годов «преданные» из Сознания Кришны смотрели сверху вниз на тех, кто жил вне ашрамов. Начиная с 1995 г. многие среди руководителей движения стали поощрять создание «общины» с разной степенью вовлеченности в организацию. Среди многих причин, приведших к этому решению, была и элементарная экономическая необходимость. В начале 1990-х годов некоторые

157

НРД, включая ОСК, могли довольно благополучно существовать за счет такой деятельности, как распространение книг. Однако когда спрос стал падать и экономическая ситуация в целом ухудшилась, ОСК должно был найти иные формы материального обеспечения. Отсюда часто решающая роль тех, кто трудоустроен за пределами ашрама, что облегчило переход от общинного к более обычному образу жизни и повлекло за собой многие другие важные последствия для развития этого религиозного меньшинства. У других групп могут i быть другие проблемы и другие преимущества. Так, до сих пор части ' Движения Виссариона удавалось поддерживать общинные формы жизни, но будет ли это в будущем достаточным для экономического выживания общины и к каким изменениям это приведет, пока неизвестно.

Я не отрицаю, что отечественные НРД могут иметь некоторые преимущества в привлечении и сохранении своих последователей, не хочу я преуменьшить и роль системы верований. Действительно, некоторым местным НРД, таким как Движение Виссариона и Богородичный центр, удалось увеличить число своих членов после периодов сокращения численности, и у них меньшая текучесть, чем у многих — но отнюдь не всех — «иностранных» НРД. Можно, например, предположить, что одно из преимуществ отечественных групп состоит в том, что они могут привлекать новых членов и поддерживать взаимодействие с обществом в целом через уже существующие социальные связи. Но это характерно и для тех иностранных групп, в которых повседневное руководство осуществляется россиянами, например ОСК или Свидетелей Иеговы. Короче говоря, я призываю не спешить с утверждениями и попытаться проверить различные гипотезы через тщательные эмпирические и сравнительные исследования, учитывающие ряд переменных, включая и социологические (Barker А., 1989).

Однако уже сейчас есть основания утверждать, что и в отечественных, и в иностранных НРД со времени их первого появления в России произошли изменения. Например, Богородичный центр отказался от крайних форм верований и практики, стал менее «апокалиптическим» в своих ожиданиях, более терпимым к другим религиям и общепринятому образу жизни, включая семейные связи. В некотором смысле, он стал менее «русским» и в последнее время стремился к контактам и с зарубежными, и некоторыми российскими организациями (см.: Бакланова Г. Ю., 1999). Сходные процессы происходили в некоторых пришедших из-за рубежа религиях, которые стали лучше приспособленными к российскому окружению.

158

Здесь стоит вспомнить о том, что понятия «культовая среда» и «НРД» — это не одно и то же16. Участие в НРД — гораздо более сложное явление, чем просто интерес к «странным богам». Более того, членами НРД часто становятся те, кто не удовлетворен «постмодернистским» коктейлем (или «bricolage») из разных верований, но ищет последовательную систему верований и ясное моральное руководство. Б. Уилсон заметил, что привлекательность НРД может быть частично объяснена тем, что они предлагают «более надежный, короткий, быстрый или ясный путь к спасению» (Wilson В., 1990, р. 205). Другими словами, они обещают наглядный результат и ожидают, что их члены внесут свой вклад в его достижение. Часто это подразумевает большую степень преданности движению и, следовательно, требует больше времени, накладывает большие ограничения на стиль жизни и внешние социальные связи его членов (см.: Barker А., 1989 или Баркер А., 1996, гл. 4; Rochford В., 1985). В следующем разделе я попытаюсь показать, что одно из следствий этого — малая численность НРД.