Изменение религиозной политики и новое религиозное законодательство 1990 г.

Введение нового религиозного законодательства в 1990 г. можно рассматривать как часть самой последней попытки модернизовать Россию. Более того, два Закона о религиях — СССР и РСФСР — были в числе немногих законодательных новшеств, которые без затруднения прошли через Верховный Совет, что отражало распространенное в то время мнение о ценности свободы религии. В то же время важнейшие сдвиги во взаимоотношениях с западным миром потребовали привести национальное религиозное законодательство в соответствие с подписанными страной международными соглашениями10.

Впервые в российской истории Закон 1990 г. провозгласил, что свобода религии представляет собой «неотъемлемое право граждан». В преамбуле он интерпретировал это как «свободу совести и свободу вероисповедания». Другой важнейшей чертой Закона 1990 г. является четкое положение об отделении церкви от государства, которое, по мнению многих комментаторов, означало принятие «американской модели» взаимоотношений между церковью и государством11. Однако эта особенность закона скорее объясняется очевидным стремлением преодолеть традицию государственного контроля над религией и одновременно избежать того, что некоторые понимали как потенциальную «клерикализацию государства». Такое опасение, как сейчас уже очевидно, преувеличенное, разделялось теми, кто считал, что разрушение советского государства может повести за собой попытку утвердить государственную религию вместо утратившей доверие коммунистической идеологии. Однако в отличие от советского законодательства, которое стремилось обеспечить отделение религии от общества, Закон 1990 г. не содержал в себе положений, которые могли бы ограничивать религиозное самовыражение в общественной сфере.

191

Следуя концепции религиозной свободы как неотъемлемого права, статья 4 Закона 1990 г. предусматривала многообразие форм, в которых может практиковаться религия — индивидуально или совместно с другими людьми. Более того, эта статья распространялась на иностранцев и людей без гражданства. Те формы, в которых практикуется религия, рассматривались как внутреннее дело самих религиозных объединений.

С целью свести к минимуму государственный контроль над религиозными объединениями, Закон 1990 г. полностью признавал право на религиозную деятельность без предшествующей регистрации. Но в случае, если объединение предпочло бы зарегистрироваться, например, для получения налоговых льгот, оно могло бы это сделать, следуя относительно простым требованиям регистрации в Министерстве юстиции (статья 20). Единственной причиной для отказа в регистрации было бы противоречие устава заявителя законам Российской Федерации (там же). Более того, такой отказ мог быть оспорен в порядке апелляции в суде, при этом суд мог решить только вопрос о том, соответствует ли устав Закону, и не мог высказываться о других аспектах деятельности объединения. Далее, Закон 1990 г. явным образом запрещал организацию специальных учреждений для наблюдения за деятельностью религиозных объединений. Из этого следовало, что все предыдущие распоряжения и уставы всех государственных органов, которым позволялся контроль над религией, аннулировались.

Наконец, Закон содержал положения о недопущении государственного статуса какой-либо религии. С одной стороны, эти положения должны были обеспечивать равенство всех верующих, которое понималось как равное право свободно исповедовать свою религию и как равное положение этих религий по отношению к государству. С другой стороны, это отражало заботу законодателя о том, чтобы обеспечить светский характер государства; государственным чиновникам запрещалось создавать особо благоприятные условия для отдельных религий.

Распад СССР привел к формированию новой российской конституционной и законодательной систем, которые включили Закон 1990 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. подтвердила принципы Закона 1990 г. и подчеркнула, что «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиоз-

192

ные объединения отделены от государства и равны перед законом» (статья 14).

Установления Закона 1990 г. и Конституции 1993 г. развивались в целом ряде законодательных актов, призванных регулировать разные сферы социальной жизни. Так, Гражданский кодекс включил статьи о статусе религиозных объединений как некоммерческих организаций; Закон об образовании содержит положения о религиозном образовании, Закон о средствах информации регулирует участие религиозных организаций в деятельности средств массовой информации. Закон о принципах государственной службы в Российской Федерации и Устав государственной службы в Российской Федерации содержат специальные правила, требующие, чтобы правительственные чиновники и государственные служащие не нарушали принципы отделения церкви от государства через использование своего положения для формирования того или иного отношения к религии в целом и к отдельным конфессиям. Взаимоотношения религии и общества регулируются и в целом ряде других законов (см.: Протопопов А. О., 1996, с. 71—87).