Заключительные замечания

Я хотел бы закончить на «методологической ноте».

Даже беглый взгляд на бурную историю дебатов вокруг религиозного законодательства показывает влияние на них российского исторического и социального опыта. Я рискну также предположить, что всем участникам этих дебатов имеет смысл помнить простую истину: то, что они могут предложить, — это интерпретации; проблема в том, что когда эти интерпретации принимаются как истины, они воплощаются в правовые нормы, влияние которых испытывают миллионы людей. Более того, неразличение между интерпретацией и истиной кажется мне одной из труднопреодолимых привычек, сформированных догматами «идеологически чистого» общества.

Впрочем, и сами дебаты, и их результаты позволяют надеяться, что такое общество не обязательно вновь возникнет в России. В конечном счете, как я уже заметил, сам Закон — результат компромисса. Компромиссными кажутся и некоторые тенденции в его реализации. Так, с одной стороны, многие религиозные меньшинства из антикультистского «черного списка» прошли регистрацию по новому Закону. В ноябре 1999 г. Конституционный суд признал, что ограни-

204

чительные положения Закона 1997 г. (вытекающие из статьи 27.3) не распространяются на те объединения, которые были зарегистрированы до вступления его в силу. С другой стороны, были многочисленные попытки применить Закон дискриминационно. Так, на положения Закона ссылается обвинение в деле о закрытии московской общины Свидетелей Иеговы.

Я хочу вновь напомнить о важности различения знания и мифов о религиозных меньшинствах. Ссылка на их непопулярность для оправдания дискриминации кажется просто смешной, т. к. россияне почти одинаково мало знают и, как следствие, подозрительно относятся как к кришнаитам или свидетелям Иеговы, так и к пятидесятникам и лютеранам. Как я уже пытался показать в предыдущей главе, отсутствие достоверного знания делает эти группы удобной мишенью, которая может служить сплочению большинства. Но не лучшей ли основой для сплочения большинства и меньшинств будет предложение терпимости и признание прав?