Примечания

1 Различие в отношении русских к татарам и исламу и татар к русским и православию наиболее ярко видно в том, какие эпитеты выбирают респонденты для своей и чужой религии. Так, для ислама характеристику «прогрессивный» выбрали 5% русских и 47% татар, «реакционный» — 20% русских и 2% татар. Для РПЦ характеристику «прогрессивная» выбрали 25% русских и 35% (больше, чем русских) татар, «реакционная» — и русских, и татар по 2%. «Терпимым» назвали ислам 9% русских и 59% татар, «нетерпимым» — 19% русских и 1% татар. РПЦ «терпимой» назвали 45% русских и 35% татар, «нетерпимой» — 1% и 3%.

2 Возможно, с этим чуть более оптимистичным татарским взглядом на современных людей связано и то, что татары несколько больше, чем русские, доверяют любым общественным институтам — от правительства (25% русских и 34% татар) до телевидения (50% и 54%) и от милиции (28% и 47%) до Европейского союза (27% и 33%).

3 При этом ни один верующий татарин не считает, что надо как-то осуждать и наказывать человека, перешедшего из православия в ислам. «Золотое правило» этики: «Не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы он делал тебе» — во взаимоотношениях религий друг с другом действует очень плохо.

4 «Очень хорошо» относятся к татарам 11% всех русских и тоже 11% молодых русских, «просто хорошо» — 73% и 68%, «скорее плохо» — 8% и 12% и «очень плохо»— 1% и 2%.

5 Именно в этом направлении эволюционировало отношение к исламу националистической татарской партии «Иттифак», в 1997 году провозгласившей: «Мы, националисты-мусульмане, начинаем борьбу за создание исламского государства в Татарстане» (Мухаметшин Р. Ислам в общественно-политической жизни Татарстана // Этничность и конфессиональная традиция в Волжско-Уральском регионе России: Сборник / Под ред. А. Юнусовой и А. Малашенко. М., 1998. С. 26).

6 Наиболее полно история татарского просвещения и реформаторского мусульманского джадидского движения изложена в книге: Azade-Ayse Rohlich. The Volga Tatars (A Profile in National Resilience). Stanford, 1986. В громадной мере то соединение ислама с современным образованием, о котором мечтает и к которому призывает современный пакистанский мусульманский реформатор Фазлур Рах-ман, было уже осуществлено татарами, причем волны от татарского джадидского движения распространялись среди всех мусульманских народов Российской империи и за ее пределами.

7 Свидетельством того, что такого рода идеи живут в сознании современной татарской интеллигенции может, служить статья Р. Хакимова «"Евроислам" в межци-вилизационных отношениях» (НГ-религии. 1997. 23 окт. С. 4).