3. Борьба внутри деноминаций и объективный характер их распада

"Процессы, описанные выше,—процессы закономерные и объективные. Но это не значит, что они идут помимо воли людей, без борьбы. Это лишь значит, что те, кто пытается их остановить, не только не могут сделать этого, но, очевидно, даже не могут замедлить их хода и лишь модифицируют внешние формы их проявления.

Однако религиозные организации США были и есть поле борьбы различных сил «вокруг» процесса распада, по поводу различных проявлений этого процесса. Можно сделать следующие наблюдения относительно форм и хода этой борьбы.

а) Эта борьба теснейшим образом связана с борьбой либеральных и консервативных социальных сил в США. Практически всегда прогрессистские, либерально настроенные в социальном плане элементы являются и сторонниками либеральных, прогрессивных (а так как «прогресс» в религии в наше время означает дезинтеграцию и разложение, то «наиболее прогрессивных» означает и наиболее упадочных, «декадентских») форм религиозной жизни. На первый взгляд нет логической связи между фундаментализмом, с одной стороны, и расизмом и бе-. шеным антикоммунизмом — с другой.

Но психологическая связь здесь очень ясная и четкая. Распределение религиозных позиций в громадной 1мере соответствует распределению позиций социально-политических.

В борьбе внутри деноминаций в 60-х годах такие проблемы, как экуменизм, отказ от устарелой догматики, и такие, как борьба за права негров, за мир во Вьетнаме, всегда выступали вместе, в едином пучке7.

7 Так, в 1965 г. Пресвитерианская церковь США приняла новое «исповедание веры». В этом исповедании ничего йе говорится о предопределении к спасению, о воплощении и рождении от Девы, а Библия именуется не «Словом Божиим», а «нормативным свидетельством откровения». Одновременно в исповедание включены требования расовой интеграции, борьбы за мир и ликвидации бедности (Тайм, 1965, 26/11, 61; 1965, 4/V1, 36).

224

Спектр политических позиций от зоологического антикоммунизма и расизма через умеренный консерватизм к яркому либерализму очень точно соответствует спектру теологических позиций от фундаментализма «Американского совета христианских церквей», видящего в «Национальном совете» орудие мирового коммунизма, через евангелизм типа евангелизма друга Эйзенхауэра к Никсона Б. Грэйема к либеральной теологии и экуменизму8.

Подобно тому, как есть соответствие политических и теологических позиций, так есть и соответствие колебаний политических и религиозных настроений массы американцев. Так, переход от 60-х к 70-м годам — это переход от эпохи преобладания либеральных к эпохе преобладания консервативных политических настроений и одновременно— это переход от эпохи расцвета религиозного либерализма «основных деноминаций» к эпохе их некоторого поворота к консерватизму. На этом фоне отметим значительный рост таких консервативных деноминаций, как южный баптизм, и таких деноминациона-лизирующихся, но еще достаточно консервативных сект, как адвентисты, Ассамблеи Бога, мормоны.

Объяснить эти совпадения, этот параллелизм, на наш взгляд, можно лишь исходя из представления о единой системе американской буржуазной идеологии, трансформация и разложение которой есть единый процесс, так что «светская мифология» распадается параллельно распаду религиозных систем.

б) Мы уже говорили, что в «основных» протестантских вероисповеданиях пасторы занимают, как правило, более либеральную социальную позицию, чем миряне. И они же занимают, как правило, и более либеральную позицию по собственно религиозным вопросам.. Наоборот, миряне в среднем более консервативны. В этих организациях процесс секуляризации идет как бы сверху вниз — от руководства, от пасторов, от профессоров тео-

8 В президентских кампаниях 60-х годов это распределение позиций выявилось довольно четко. Мы уже говорили, что «основные» деноминации вмешались в борьбу только один раз — против Гол-дуотера. Фундаменталисты также вмешались только один раз — за Голдуотера (Тайм, 1964, 9/Х, 37). Б. Грэйем за Голдуотера не вступился, но осудил антиголдуотеровскую кампанию и высказался за кандидата лишь один раз, и этот кандидат — его друг Р. Никсон (Тайм, 1968, 4/Х, 30).

225

логических семинарий к «низам», мирянам, конгрегации ям. Самой либеральной публикой являются обычно про- . фессора семинарий9.

Объясняется это, во-первых, высоким уровнем культуры и, следовательно, секуляризации сознания духовенства, представителей своеобразной интеллигентской профессии; во-вторых, все большим ослаблением идеологической дисциплины в деноминациях и, следовательно, все меньшим значением «ортодоксальности» для профессиональной мобильности пастора, которая все более подчиняется обычным принципам мобильности в любой интеллигентской профессии 10.

в) В борьбе этой чаще всего побеждают либералы. Чаще всего оказывалось, как это было в фундаменталистских спорах в 20—начале 30-х годов (когда консервативные группки, впоследствии образовавшие АСХЦ, были выброшены из «основных» протестантских вероиспове-дований) или в 60-х годах, во время неудачной попытки консерваторов в епископальной церкви осудить за ересь либерального епископа Пайка (Тайм,. 1965, 17/IX, 60; 1966, 4/VI, 62), а в пресвитерианской — не до пустить-принятие нового «символа веры», что консерваторы спохватывались слишком поздно. Командные посты уже давно заняты либералами, которым они сами эти посты и отдали как более культурным, молодым и талантливым, и сама позиция консерваторов слишком нелогична, чтобы дать настоящую платформу — они слишком много уступали до этого и очень трудно объяснить, почему они нехотят уступить именно на этот раз.

Но бывают и случаи победы фундаменталистов или неопределенного, неясного исхода борьбы. Так, в 60-х годах в церкви лютеран миссурийского синода после ожесточенной борьбы консервативного руководства с группировкой либеральных профессоров выброшенными из церкви оказались либеральные профессора (Тайм,

9 В фундаменталистских спорах 20-х годов источником- конфликта было либеральное преподавание в семинариях. В 60—70-е годы в аналогичных спорах внутри консервативных церквей южных баптистов и лютеран-миссурийцев источник конфликта тот же самый (Тайм, 1962, 8/VI, 45).

10 Иная ситуация — в католицизме, где другая организационная структура и иные принципы мобильности. В американском католицизме верхушка иерархии более консервативна, чем средний уровень иерархии, и борьба в 60-х годах в основном шла между консервативной верхушкой и либеральными рядовыми священниками.

226

1974, 4/1, 48; 1974, 4/Ш, 39). Вслед за этим от церкви откололось либеральное меньшинство, создавшее новую деноминацию, Ассоциацию евангелических и лютеранских церквей, но сам миссурийский синод остался на крайне ортодоксальных позициях. Также победой конг серваторов, хотя, очевидно, не такой полной, закончилась и борьба внутри крупнейшей протестантской деноминации США—Южной баптистской конвенции.

Идут ли эти факты вразрез с нашим представлением о необратимости секуляризационных процессов? На наш взгляд, нет. Скорее они говорят о неравномерности процессов секуляризации в разных социальных слоях (и в какой-то степени страхе перед ними, стремлении их остановить).

В 60-х годах шедшая «сверху» либерализация зашла слишком далеко. Новые религиозные формы были слишком либеральными для громадной. массы рядовых американских верующих, «основные» деноминации оторвались от массы в своем движении вперед по пути внутренней секуляризации, а руководство деноминаций в какой-то степени оторвалось от своей массовой базы. Консервативная религиозная реакция 70-х годов, наиболее ярко проявляющаяся в росте консервативных деноминаций и в упадке деноминаций либеральных, лишь переводит процесс секуляризации в иные формы.. Во-первых, победа ортодоксов, даже если она не влечет за собой сужения массовой базы деноминации, все же должна привести к уходу наиболее образованных слоев, понижению общего социального статуса деноминации11. Во-вторых, она не является решением проблемы. Деноминации, сохранившие. свой консерватизм за счет потери наиболее культурных слоев, не избавляются от процессов «внутренней секуляризации», и через некоторое время внутри них вновь должна начаться борьба, и перед ними вновь должна возникнуть та же дилемма — идти вперед по пути разложения или сохранять консерватизм и терять социальный статус.

11 Так, в южном баптизме — деноминации процветающей и приобретшей особое значение в связи с избранием президентом южного баптиста Картера—одновременно происходит такое болезненное и кризисное явление, как уход пасторов. Уходят 3% пасторов, в год; опрос выявил, что 3/4 пасторов испытывают «сильный стресс» и около 33% думают уходить (Ю. С. Ньюс энд Уорлд Рипорт, 1974, 25/XI, 102).

227

И то и другое — выражение процесса секуляризации. В консервативных деноминациях он выражается в отходе наиболее культурных (и наиболее растущих) слоев верующих от «не уступившей», не пошедшей на «внутреннюю секуляризацию» группы. В «основных» деноминациях— в описанных выше процессах.