Вместо заключения

В нашей работе мы подняли очень большой и сложный круг проблем. Это получилось естественно, само собой. Чем больше мы работали, тем четче выступала для нас связь, с одной стороны, хронологически отдаленных друг от друга явлений, с другой — явлений, хронологически совпадающих, но на первый взгляд — логически не связанных. С одной стороны, нам стало ясно, что нельзя ничего понять в современной американской религии не только без учета особенностей идеологии пуритан, но и без учета особенностей идеологии Реформации — идеологии Лютера и Кальвина — и мы были вынуждены заняться этой идеологией и этим отдаленным от нас периодом и дать необходимый ее анализ (и даже, анализируя эту идеологию, указывать на особенности раннехристианской идеологии, связывая не только XX в. с XVI в., но в какой-то степени и XVI в. с I в.). С другой стороны, нам стало ясно, что такие вроде бы разнородные явления, как особенности американской религии и особенности, например, американского .рабочего движения, на самом деле функционально связаны между собой и мы были вынуждены затронуть значительный комплекс явлений, связь которых с особенностями религии не видна «невооруженному глазу».

Нам кажется, что такая попытка связать воедино на; первый взгляд очень далекие друг от друга явления — попытка, если так можно выразиться, назревшая. Тем не менее мы отчетливо видим неизбежно связанные с ней «издержки». Стремление охватить многое неизбежно влечет за собой недостаточно пристальное внимание к частностям. В одних сферах нам не хватает знаний, в других мы были неизбежно вынуждены огрублять, упрощать отдельные явления, ибо анализ во всех их частностях и тонкостях занял бы слишком много места.

Поэтому в наших выводах неизбежно много гипотетического и мы рассматриваем данную работу не только и не столько как конец, результат исследования, сколь-

246

КО как его начало. Однако, на наш взгляд, дальнейшая работа над рассматриваемой в книге проблемой должна вестись все же по намеченным в ней линиям. Дальнейшие исследования, на наш взгляд, должны выявить проблемы взаимосвязи религии . с аспектами социальной жизни, которые мы не рассматривали (например, особенности религии в США и особенности искусства и литературы, особенности религии и особенности семьи и т. д.). Они должны более ясно и четко раскрыть те взаимосвязи, о которых мы говорили, но говорили очень бегло. Они должны более четко и точно очертить роль важнейших религиозных событий прошлого, последствий которых пронизывают всю жизнь США, тех альтернативных ситуаций, исходы которых оказываются постоянно действующими факторами американской жизни. И влияние пуританизма, и влияние религиозной ситуации американской революции —все это также требует не беглого, а пристального и глубокого рассмотрения в отдельных исследованиях. Наконец, на наш взгляд, очень много может дать последовательное сопоставление под углом зрения нашего комплекса проблем США и других стран.

Но все это — дело будущего.