Обзор источников

Среди достаточно современных библиографий по писаниям отцов Церкви можно назвать: Eligius Dekkers, изд., Clavis Patrum Latinorum, 2-е изд., The Hague, 1961, и Maurice Geerard, изд., Clavis Patrum Graecorum, 2 т., Turnhout, 1974—1977. Большинство используемых в Сатане источников встречается в одной из следующих серий собраний источников:

Corpus Christianorum Series Latina (CCSL)

Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (CSEL)

Griechische Christliche Schriftsteller (GCS)

Migne: Patrologia Latina (MPL)

Migne: Patrologia Graeca (MPG)

Sources chretiennes (SC)

Время от времени продолжают появляться новые издания и переводы трудов отцов Церкви. Ниже я указываю последние (или лучшие) издания использованных мною работ и их последние (или лучшие) переводы. Авторы здесь упоминаются приблизительно в том же порядке, что и в тексте.

В целом, лучшим изданием трудов апостольских отцов является К. Bihlmeyer, Die apostolischen Vater, Tübingen, 1924; см. также перевод К. Аэйка, К. Lake, The Apostolic Fathers, 2 т., London, 1950.

299

О Епифании см. К. Holl, изд., Epiphanius: Amoratus und Panarion, 3 т., Leipzig, 1915 — 1933.

Об Иустине Мученике, см. L. Barnard, Justin Martyr: His Life and Thought, Cambridge, 1967; E. Osborn, Justin Martyr, Tübingen, 1973; H. A. Kelly, The Devil, Demo-nology, and Witchcraft, c. 27—31; F. Andres, Die Engellehre, Paderborn, 1914, с. 1—35. Лучшее издание работ Иустина содержится в кн. Е. J. Goodspeed, изд., Die ältesten Apologeten, Göttingen, 1914. Относительно датировки работ Иустина и других апологетов, см. R. М. Grant, «The Chronology of the Greek Apologists», Vigiliae Christianae,

9, 1955, 25-33.

«Речь против эллинов» Татиана издана в Texte und Untersuchungen, 4:1, 1880 и в кн. Goodspeed, с. 168—313.

«Прошение о христианах» Афинагора часто признается апологией; на латинском оно известно как Supplicatio (Моление) или Legatio (посольство); на греческом — npecßela nepl XPIOXIC*VCOV (посольство о христианах). Оно издано и переведено в кн. W. R. Schoedel, Athenagoras: Legatio and De Resurrectione, Oxford, 1970.

Трактат Феофила «К Автолику» издан в кн. R. М. Grant, Theophilus of Antioch: Ad Autolycum, Oxford, 1970.

Ci 'андартным изданием основной работы Иринея «Против ересей» является W. W. Harvey, изд., Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis libros quinque adversus haereses, 2 т., Cambridge, 1857. Появилось и новое издание: A. Rousseau и L. Doutreleau, изд., Irenee: Contre les heresies, SC 263—264, 1979. Оригинальная греческая версия, в основном, утрачена. Я пользуюсь нумерацией книг и глав, установленной в MPG, т. 7. Об Иринее и его богословии зла, см. J. Hick, Evil and the God of Love, New York, 1966, и критику на книгу Хика, Т. Clark, «The Problem of Evil: A New Study», Theological Studies, 28, 1967, i 119—128. В течение XX в. было обнаружено и издано - «Доказательство апостольской проповеди», работа, ранее считавшаяся утраченной. См. J. P. Smith, перев., Saint

300

Irenaeus: Proof of Apostolic Preaching, Westminster,

Md., 1952.

К нашей теме имеют отношение следующие работы Тертуллиана: Е. Castorina, изд., Tertulliani De spectaculis, Biblioteca di studi superiori, 47, 1961; E. Evans, изд., Tertullian adversus Marcionem, 2 т., Oxford, 1972; De praescriptione haereticorum, F. R. Refoule и P. de Labriolle, изд., Tertullien: Traite de la prescription contre les heretiques, SC 46, 1957; J.-P. Waltzing, изд. Tertullien: Apologetique, Paris, 1961; C. Tibiletti, Q. S. F. Tertulliani De testimonio animae, Pubblicazioni della Facolta di Lettre e Filosofia dell' Universita di Torino, 11.2, 1959; J. H. Waszink, изд., Tertulliani De anima, CCSL 2, 1954, 779-869; A. Kro-ymann, изд., Q. S. F. Tertullian: Adversus Valentinianos, CCSL 2, 1954, 751-778; A. Kroymann, изд., Q. S. F. Tertulliani De corona, CCSL 2, 1954, 1037-1065; A Kroymann и E. Evans, изд., Q. S. F. Tertulliani Adversus Praxean, CCSL 2, 1954, 1157-1205, или G. Scarpat, изд., Adversus Praxean, Turin, 1959; J. G. P. Borleffs, изд., Q. S. F. Tertulliani De patientia, CCSL 1, 1954, 297-340; E. Evans, изд., Tertullian's Homily on Baptism, London, 1964; A. Reifferscheid и G. Wissowa, изд., Q. S. F. Tertulliani De idololatria, CCSL 2, 1954, 1099-1124; J. J. Thierry, изд., Q. S. F. Tertulliani De fuga in persecutione; M. Turcan, изд., Tertullien: La toilette des femmes, Paris, 1971; R. Willems, изд., Q. S. F. Tertulliani De testimonio animae, CCSL 1, 1954, 173-183; J. G. P. Borleffs, изд., Q. S. F. Tertulliani De resurrectione mortuorum, CCSL 2, 1954, 919-1012; G. F. Diercks, изд., Q. S. F. Tertulliani De oratione, CCSL 1, 1954, 255-274; E. Dekkers, изд., Q. S. F. Tertulliani De virginibus velandis, CCSL 2, 1954, 1207-1226; E. Dekkers, изд., Q. S. F. Tertulliani Ad scapulam, CCSL 2, 1954, 1125-1232; A. Stephan, Tertulliani Ad uxorem libri duo, The Hague, 1954; A. Reifferscheid и G. Wissowa, изд., Q. S. F. Tertulliani Scorpiace, CCSL 2, 1954, 1067-1097; J. G. P. Borleffs, изд., Q. S. F. Tertulliani De paenitentia, CCSL 1, 1954, 319-340; E. Dekkers,

301

изд., Q. S. F. TertuIIiani De pudicitia, CCSL 2, 1954, 1279-1330; A. Kroymann, изд., Q. S. F. TertuIIiani De carne Christi, CCSL 2, 1954, 871-917.

«Октавий» Минцуция Феликса издан: М. Pellegrino, М. Minucii Felicis Octavius, 2-е изд., Turin, 1963.

Из работ Киприана к нашей теме относятся: Epistulae, «Письма», CSEL 3; De catholicae ecclesiae unitate, « О единстве кафолической Церкви», М. Bevenot, изд., Oxford, 1971; De zelo et livore, « О ревности и зависти», М. Simonetti, изд., Turnhout, 1976.

Основные из сохранившихся работ Климента это: The Tutor или Paedagogus, «Педагог», Miscellanea или Stromata, «Строматы»; Quis dives salvitur? или «Какой богач спасется?»; Protrepticon, «Протрептик»; дошедшие до наших дней отрывки из Theodotus, «Извлечений из Феодота», которые в основном, представляют собой выдержки из сочинений Феодота, представителя гностицизма валенти-нианского толка; «Увещательное слово к эллинам»; и недавно обнаруженное письмо. Об этом письме см. Morton Smith, Clement of Alexandria and a Secret Gospel of Mark, Cambridge, Mass., 1973. Хотя Климент писал на греческом, многие из его произведений на Западе известны под латинскими заглавиями. Стандартное издание — это: Otto Stählin, изд., Clemens Alexandrinus, 3 т., Leipzig-Berlin, 1905-1970. См. также H.-I. Marrou и М. Harl, Clement d'Alexandrie: Le Pedagogue, I, SC 70, 1960; С. Mondesert и H.-I. Marrou, перев., Clement d'Alexandrie: Le Pedagogue, II, SC 108, 1965; С. Mondesert и M. Caster, Clement d'Alexandrie: Les stromates, Stromaton I, Sc 30, 1951; С. Mondesert и Th. Camelot, изд. и перев., Clement d'Alexandrie: Les stromates, Stromaton II, SC 38, 1954; F. Sagnard, изд. и перев., Clement d'Alexandrie: Extraits de Theodote, SC 23, 1948; С. Mondesert, изд. и перев., t Clement d'Alexandrie: Le protreptique, SC 2, 1949; выпол-- ненный Дж. У. Баттеруортом перевод работ Климента издан в Clement of Alexandria, London, 1919.

302

Из сочинений Оригена К нашей теме имеют отношение следующие: A. Mehat, Origene: Homelies sur les Nombres,

SC 29, 1951; изд. MPG 12, 575-806; H. Crouzel, изд. и перев., Origene: Homelies sur Saint Luc, SC 87, 1953; L. Doutreleau, перев., Origene: Homelies sur la Genese, SC 7, 1943; изд. MPG 12, 145-262; O. Rousseau, изд. и перев., Origene: Homelies sur le cantique des cantiques, SC 37, 1953; P. Fortier и H. de Lubac, перев., Origene: Homelies sur l'Exode, CS 16, 1947; изд. MPG 12, 297-396; E. Klostermann, изд., Origenes Matth'auserklärung, ч. 2, Berlin, 1976; H. Chadwick, перев., Origen: Contra Celsum, Oxford, 1965; M. Borret, изд. и перев., Origene: Contre Celse, 4 т., SC 132, 136, 147, 150, 1967-1969; H. Crouzel

и M. Simonetti, изд. и перев., Origene: Traite des principes,

4 т., SC 252-253; 268-269, 1978-1980; P. Koetschau, изд., Origenes: De oratione, GCS 2; P. Koetschau, изд., Origenes: Exhortatio ad martyrium, GCS 2 (Об «Увещании» см. также Е. Friichtel, Origenes: Das Gesprach mit Herakleides und dessen Bischofskollegen über Vater, Sohn, und Seele; die Aufforderung zum Martyrium, Stuttgart, 1974); Толкование на Евангелие от Иоанна, MPG 14, 21—830; Толкование на Послание к Римлянам, MPG 14, 837—1292; Гомилии на книгу Судей, MPG 12, 951—990; Гомилии на 1 книгу Царств, MPG 12, 995—1028; Гомилии на книгу Иеремии, MPG 13, 253—544; Гомилии на книгу Левит, MPG 12, 405—574; Гомилии на книгу Иезекииля, MPG 13, 665-826; Гомилии на книгу Осии, MPG 12, 825—948. Толкование на псалмы, ранее приписывавшееся Оригену, теперь относят к Евагрию Понтийскому. См. М. J. Rondeau, «Le commentaire sur les Psalmes d'Evagre le Pontique», Orientalia Christiana periodica, 27, 1961, 241.

Юлий Африканский (180—240?), который написал «Хронику» (MPG 10, 63—94) интерпретировал Быт. 6:2, проводя грань между «сыновьями Божьими», которых он отождествлял с праведными сыновьями Сифа, и «ангелами Божьими», которых он называл Смотрителями. Эта классификация просуществовала недолго, но мысль о том, что

303

все существа из Быт. 6:2 были сыновьями Сифа, продолжила свое существование, способствуя исключению из традиции истории о Смотрителях.

Коммодиан, писатель середины III века, написал «Поэмы», изд. J. Martin, CCSL, 128, 1960; ср. J. Danielou, с. 99—100. Коммодиан вновь повторял мысль о том, что Бог сокрыл истинную природу Христа от Дьявола для того, чтобы провести и, посредством Страстей, низвергнуть этого древнего врага.

Викторин Пиктавийский, иллириец, принявший мученическую смерть около 304 г. во время гонений Диоклетиана, разрабатывал идеи хилиазма, заявляя, что, когда Божественное Провидение совершит установление царства святых, Дьявол будет уничтожен (dismisso diabolo). Opera, изд., J. Haussleiter, Vienna-Leipzig, 1916; см. с. 11—154, относительно «Толкования на Апокалипсис». Ср. также Р. Henry и P. Hadot, изд., Traites theologiqies sur la Trinke, 2 т., SC 68-69, 1960.

Наиболее значительные из сохранившихся работ Ме-фодия — это: «О свободе воли», и «О воскресении», обе изданы G. N. Bonwetsch, GCS 27, 1917, 143-206 и 217—424. Мефодий (260—311) отстаивал традиционную позицию, гласящую, что Бог создал мир хорошим, но он исказился в результате добровольного грехопадения ангелов и людей. В его Дьявологии присутствует некоторый возврат к прошлой традиции, он снова прибегает к истории о Смотрителях, полагая, что Дьявол пал из-за зависти по отношению к человечеству, а другие ангелы — из-за похоти к земным женщинам. Мефодий первым из христианских писателей применил по отношению к Дьяволу термин МиубкоЛсх;: Воскресение 1.36.2, Baretlink, «МКГОКОЛСХ; epithete du diable». Термин misokalos, «ненавистник добра», связан с завистью Дьявола, (pöovcxj. Евсевий Кесарийский позже часто использовал этот термин, относя его как к Дьяволу, так и к еретикам.

Арнобий, североафриканский ритор, написал Adversus nationes, «Против язычников», изд. С. Marches!, Turin,

304

1953; MPL 5, 718-1288; ср. G. E. McCracken, перев., The Case Against the Pagans, Westminster, Md., 1949. Здесь он выражает мнение, что боги, вместо того чтобы быть демонами, могут не существовать вовсе, а если же они есть, они получают свое бытие и назначение от Бога. Демоны созданы materiis ex crassioribus (4.12), из «более густого и плотного вещества», чем ангелы.

Евсевий Кесарийский (265—340), великий хронист и биограф Константина, оставил богатейшее наследие. Его работы изданы в MPG 19—24; The Ecclesiastical History, изд., перев., К. Lake, Cambridge, Mass., 1926; A. Schoene, изд., Eusebi chronicorum libri duo, 2 т., 2-е изд., Berlin, 1967; F. Winkelmann, изд. Vita Constantini, Berlin, 1975; G. Bardy, изд., Eusebe de Cesaree: Histoire ecclesiastique, 4 т., SC 31, 41, 55, 73, 1952-1960; N. К. Mras, изд., Praeparatio evangelica, 2 т., GCS 43, 1954—1956. Падение Дьявола совершилось по его свободной воле; он предводитель демонов и источник зла и искушения; под его руководством демоны возбуждают гонения, ереси и идолопоклонство; Христос сверг владычество Дьявола, который при Страстях претерпел «первую смерть», вторая же и окончательная должна произойти при втором пришествии. См. Н. Berkhof, Die Theologie des Eusebius von Caesarea, Amsterdam, 1939.

Сочинения Лактанция изданы С. Брандтом в CSEL 19 и 27, 1890—1897. Его первая христианская книга, «О творчестве Божьем», De opificio Dei, была написана вскоре после 300 г. и издана Брандтом в CSEL 19, с. 3—64. Книги 1 и 2 опубликованы и переведены в кн. М. Perrin, Lactance: L'ouvrage de Dieu createur, SC 213— 214 (1974). «Божественные установления», Divinae institutions, были первоначально написаны в 311, а затем пересмотрены около 324; они изданы Брандтом в CSEL 19, но см. прим. 5 к гл. 6. Книга 5 опубликована и переведена в кн. Р. Monat, Lactance: Institutions divines, SC 204—205, 1973; см. также английский перевод, выполненный М. Ф. Мак-Дональдом, Washington, 1964.

305

Около 320 г. Лактанций создал сокращенную версию «Божественных установлений» под названием Epitome, «Сокращенное изложение»: см. Е. Н. Blakeney, изд., перев., Epitome institutionum divinarum: Lactantius' Epitome of the Divine Institutes, London, 1950; J. Dammig, Die Divinae Institutiones des Laktanz und ihre Epitome, Münster, 1957. Работа «О гневе Божием», De ira Dei, появилась около 313—315 гг.: CSEL 27, с. 67—132, а около 315 — «О смерти гонителей», De mortibus persecutorum, CSEL 27, с. 171—238. Относительно Дьявологии Лактанция см. R. М. Ogiivie, The Library of Lactantius, Oxford, 1978; E. Schneweis, Angels and Demons according to Lactantius, Washington, 1944; V. Loi, «Problema del Malo e dualismo negli scritti di Lattazio», Annali delle facolfa di lettere

Cagliari, 29, 1961-1965, 37-96; К. E. Hartwell, Lactantius and Milton, Cambridge, Mass., 1929, penp. 1974; E. F. Micka, The Problem of Divine Anger in Arnobius and Lactantius, Washington, 1943.

Нижеследующие писатели особенно важны для истории Дьявола в монашеской литературе. Около 400 г. свою «Историю монашества», Historia monachorum (MPL 21, 391—462), написал Руфин. Около 420 г. Палладием (учеником Евагрия) был написан «Лавсаик», Historia La-usiaca: С. Butler, изд., The Lausiac History of Palladius, 2 т., Cambridge, 1898—1904. Критические замечания к изданию Батлера см. R. Draguet, «Butleriana: Une mauvaise cause et son malchanceux avocat», Le Museon, 68, 1955, 238—258. См. W. L. Clarke, перев., The Lausiac History of Palladius, London, 1918. О Пахомии см. A. Boon и L. Т. Lefort, Pachome: Le Regie, Louvain, 1932; L. T. Le-fort, изд., перев., Oeuvres de S. Pachome et ses disciples, Corpus scriptorum Christianorum orientalium, scriptores Coptici, 23—24, Louvain, 1964—1965. Написанные Св. Иеронимом жизнеописания Павла, Малха и Илариона можно найти в MPL 23, 17-60. О Шенути, монахе IV-V вв., см. К. Koschorke, S. Timm и F. Wisse, «Shenute: De certamine contra diabolum», Oriens christianus, 59, 1975,

306

60—77. О святом человеке см. Р. Brown, «The Rise and Function of the Holy Man in Late Antiquity», Journal of Roman Studies, 61, 1971, 80-101; W. H. C. Frend, «The Monks and the Survival of the East Roman Empire in the Fifth Century», Past and Present, 54, 1972, 3—23.

Наиболее важным источником монашеской литературы является принадлежащая Афанасию «Жизнь Антония». Самые значительные работы Афанасия: R. W. Thomson, изд., Athanasius Contra gentes and De incarnatione, Oxford, 1971; G. J. Ry an и R. P. Casey, перев., The De incarnatione of Athanasius, 2 т., London, 1945—1946; Epistula encyclica ad episcopos Aegypti et Libyae, «Окружное послание против ариан к епископам Египта и Ливии», MPG 25, 537—594; Orationes contra Arianos, «Слова на ариан», MPG 26, 11—526; W. Bright, перев., The Orationes of St. Athanasius according to the Benedictine Text, Oxford, 1873; P. T. Ca-melot, изд., перев., Athanase dAlexandrie contre les päiens, SC 18bis, 1977; De virginitate, «О девстве», MPG 28, 251—282; J. Lebon, перев., Athanase dAlexandrie: Letters a Serapion, SC 15, 1947; Vita Antonii, «Жизнь Антония», MPG 26, 835-976; R. Mayer, перев., Life of Saint Anthony [sic], Westminster, Md., 1950. См. J. Stoffels, «Die Angriffe der Dämonen auf den Einsiedler Antonius», Theologie und Glaube, 2, 1910, 721—732; 809-830; Danielou, «Les demons de l'air dans la 'Vie d'Antoine'».

Диалог Ефрема Сирина содержится в его нисивинских гимнах: Ефрем Сирин, «Нисивинские гимны», Е. Beck, изд., перев., Des heiligen Ephraem des Syrers Carmina Nisibena, 2 т. в 4, Louvain, 1961—1963; F. Graffin и R. Lavenant, перев., Ephrem de Nisibe Hymnes sur le Parardis, SC 137, 1968; G. Garitte, «Homelie d'Ephraim sur la mort du diable: Version arabe», Le Museon, 82, 1969, 123-163.

Из работ Евагрия Понтийского к нашей теме относятся следующие: А. и С. Guillaumont, изд. и перев., Evagre le Pontique: Traite pratique ou le moine, SC 170—171, 1971; перев. J. E. Bamberger; А. и С. Guillaumont, изд., « Le

307

texte veritable des 'Gnostica' d'Evagre le Pontique», Revue de l'histoire des religions, 142, 1952, 156-205; A. Guilla-umont, изд., Les «Kephalaia Gnostica» d'Evagre le Pontique, Paris, 1958; De oratione, MPG 79, 1165-1200, ошибочно приписывавшееся прп. Нилу; W. Frankenberg, изд., Evagrius Pontikus: Antirrhetikos, Abhandlungen der königliche Akademie der Wissenschaften zu Göttingen, philosophisch-historische Klasse, n.s. 13.2, Berlin, 1912: сирийский текст с параллельным греческим переводом; сочинение «О восьми лукавых духах», De octo spiritibus malitiae, ошибочно приписывавшееся прп. Нилу и изданное в MPG 29, 1157— 1160: в действительности, это часть Антирретика; «О лукавых помыслах», De malignis cogitationibus, приписывавшаяся Нилу, MPG 79, 1199—1228 — возможно, принадлежит Евагрию. См. J. Muyldermans, A travers la tradition manuscrite d'Evagre le Pontique, Louvain, 1932. Cm. R. Draguet, «'L'histoire lausiaque' une oeuvre ecrite dans l'esprit d'Evagre», Revue d'histoire ecclesiastique, 41, 1946, 321-364, и 42, 1947, 5-49.

Кирилл, 315—386, был епископом Иерусалима. Его сочинения можно найти в MPG 33. Они были переведены в кн. L. P. McCauley и A. A. Stephenson, The Works of Saint Cyril of Jerusalem, 2 т., Washington, 1969. О Дьяволе: Catechesis illuminandorum, Огласительная беседа к просвещаемым, 1; Catechesis de Providentia Dei, Огласительная беседа о Промысле Божьем, 4; Catechesis de penitentia, Огласительная беседа о покаянии, 3—4; Catechesis de Christo incarnato, Огласительная беседа о вочеловечении Христа, 15; Catechesis mystagogica, Огласительная беседа тайноводственная, 4.

Василий Кесарийский, 330—379, каппадокиец, был братом Григория Нисского. Его работы опубликованы в MRG 29—31; см. также S. Giet, изд. и перев., Homelies sur l'Hexaemeron, SC 26, 1949; Y. Courtonne, изд. и перев., , Lettres, 3 т., Paris, 1957—1966; E. Amand de Mendieta и S. Y. Rugberg, Eustathius: Ancienne version latine des neuf homelies sur l'Hexaemeron de Basile de Cesaree, Berlin,

308

1958. О Дьяволе: Гомилии 2.4, 9.4-10, 11.1-4, 13.8, 20.1—5; Толкование на пророка Исайю, 97, 116—117, 278—279; Толкование на псалмы, 7.2.

Работы каппадокийца Григория Нисского (335—394) были изданы в кн. W. Jaeger et al., Gregorii Nysseni opera, И т., Leiden, 1960—1968; см. также J. Danielou, изд., перев., La vie de Möise, 2-е изд., SC 1:2, 1955; P. Maraval, изд., перев., La vie de sainte Macrine, SC 178, 1971; La creation de l'homme, SC 6, 1943; A. J. Malherbe и

E. Ferguson, перев., The Life of Moses, New York. 1978. См. A. J. Philippou, «The Doctrine of Evil in Saint Gregory of Nyssa», Studia Patristica, 9, 1966, 251-256; M. Canevet, «Nature du mal et economie du salut chez Gregoire de Nysse», Recherches de science religieuse, 56, 1968, 87—95; B. Otis, «Cappadocian Thought as a Coherent System», Dumbarton Oaks Paper, 12, 1958, 95—124; Oratio catechesis, Огласительное слово, 6; Oratio dominica 5, где Дьявол предстает как «искуситель и злодей».

Григорий Назианзин, 330—390, был оппонентом Григория Нисского. Его труды опубликованы в MPG 35—38; см. также J. Benerdi, изд. и перев., Discours, Речи, 1—3, SC 247, 1978; Discours, Речи, 20~23, SC 270, 1980. Р. Gallay и М. Jouijon, изд., Discours 27—31, SC 250, 1978; A. Tuilier, изд., перев., La passion du Christ, SC 149, 1969; P. Gallay, изд. и перев., Lettres, 2 т., Paris, 1964-1967.

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, жил в 347—407 годах. Его сочинения опубликованы в MPG 47-64; см. также А. М. Malingrey, изд., перев., Sur la vaine gloire et l'education des enfants, SC 188, 1972; Malingrey, изд., Sur la providence de Dieu. SC 79, 1961;

F. Cavallera и J. Danielou, изд., перев., Sur l'incomprehen-sibilite de Dieu, SC 28, 1951; Malingrey, изд., Lettres а Olympias, SC 13, 1947; A. Wenger, изд., перев., Huit catecheses baptismales, SC 50, 1957; G. Ettinger и В. Grillet, изд., перев., A une jeun veuve, SC 138, 1968; см. D. At-twater, Saint John Chrysostome, London, 1959 и A. Moulard,

309

Saint John Chrysostome: Sa vie, son oeuvre, Paris, 1941. О Дьяволе см. Ad Stagyrium, К Стагирию; Ad Theodorum, К Феодору1.9; In Matthaeum homilia, Гомилия на Евангелие от Матфея 28.2—3; De Lazaro concio, Беседа о Лазаре, 2.2; In Epistolam ad Colossenses homilia, Гомилия на послание к колоссянам 3.4; Expositio in Psalmum, Толкование на псалом 41; 44.

Кирилл Александрийский, умерший в 444 году, был архиепископом Александрии и противником несториан. Его произведения можно найти в MPG 68—77. См. также Riviere, «Role du demon au jugement particulier chez les peres»; J. Liebaert, «Saint Cyrille d'Alexandrie et la culture antique», Melanges de science religieuse, 12, 1955, 5—26. О Дьяволе см. In Joannis evangelium, На Евангелие от Иоанна, 10.14; P. E. Pusey, изд. Cyrilli Archiepiscopi Alexandrini in S. Ioannis evangelium, 3 т., Oxford, 1872; In Psalmos, На псалмы 9. 29; Contra Juilanum Imperatorem, Против императора Юлиана. 9; Glaphyra in Genesin, Изящные изречения на книгу Бытия 1.3, 2.2; De Incar-natione Domini, О Воплощении Господа, изд., G. М. Durand, Deux dialogues christologiques, SC 97, 1964.

Феодорит, 393—466, был епископом Кирским. Его сочинения опубликованы в MPG 80—84; см. также Р. Са-nivet, изд., Therapeutique des maladies helleniques, SC 57, 1958. О Дьяволе см. In Genesim quaestiones, Толкование на книгу Бытия 34; 36; In II Corinthios, На 2-е послание к Коринфянам 2.И; In Ephesios, На послание к Ефесянам 2.2; 6.12; Compendium haereticarum fabularum, Свод еретических басней 5.8; Graecarum affectionum curatio, Врачевание эллинских недугов 3.100—101.

Иероним, 331—419, был одним из наиболее влиятельных латинских отцов и создателем Вульгаты. См. J. N. D. Kelly, Jerome. Его труды изданы в CCSL 72—78; Е. Bonnard, изд., перев., Commentaire sur Saint Matthieu, SC 242, j 1977 и 259, 1979. О Дьяволе см. Commentarioli in Psalmos, Толкования на Псалмы 16—20; In Isaiam, На кн. Исаии 14.53.5-7; 15.54.16-17; Письмо 22.3-4; Commentarium

310

in Ecclesiasten, Толкование на кн. Екклесиаста 8.1—4; Vita Malchi, Житие Малха 6; Liber quaestionum hebraicarum in Genesim 3.1—15; Commentarium in Matthaeum, Толкование на Матфея 2.15.19—20; In Ephesios, На Послание к Ефесянам 1.2.2; 3.6.11.

Амвросий, 333—397, другой влиятельный латинский отец, был учителем Святого Августина. Его труды опубликованы в CSEL 32, 62, 64, и CCSL 14; см. также Gabriel Tissot, изд., перев., Traite sur 1 evangile de Saint Luc, 2 т., SC 45, 52, 1956-1958; B. Botte, изд., перев., Des sacraments; Des mysteres, SC 25, 1949; J. J. Savage, перев., Letters, New York, 1967; R. Giyson, изд., перев., La Penitence; SC 179, 1971; M. P. McHugh, перев., Seven Exegetical Works, Washington, 1972. См. A. Paredi, Saint Ambrose: His Life and Times, Notre Dame, Ind., 1964; и McHugh, «Satan and Saint Ambrose», где содержится детальное, со множеством ссылок, изложение Дьявологии Св. Амвросия.

Епископ Иларий из Пуатье умер около 367 года. Его работы модно найти в CSEL 22 и 65; см. также J.-P. Busson, изд., перев., Traite des mysteres, SC 19, 1947. О Дьяволе см. Tractatus in Psalmos, Толкование псалмов 9, 51, 62, 64, 67, 118, 120, 124-125, 128, 133-143, 148.

Из работ Августина к нашей теме относятся: De libera arbitrio, «О свободной воле», написанная в 185-195 гг.; изд. CSEL 74, 1956; A. S. Benjamin и L. Н. Hackstaff, перев., On Free Choice of the Will, Indianapolis, 1964. De ordine, «О порядке», время написания — 386 г., изд. W. М. Green, CCSL, 29, 1970. De vera religione, «Об истинной религии», датируется 389—391 гг., изд. К. D. Daur, CCSL 32, 1962; J. Н. S. Burleigh, перев., Augustine: Earlier Writings, London, 1953. Enarrationes in Psalmos, «Толкование на Псалмы», 392—420 гг., изд. Е. Dekkers и J. Fraipont, 3 т., CCSL, 38-40, 1956; S. Hebgin и F. Corrigan, перев., Saint Augustine on the Psalms, 2 т., Westminster, Md., 1960-1961. De doctrina

311

chrisüana. «О христианском учении», 395—426 гг., изд. J. Martin, CCSL 32, 1962; D. W. Robertson, Jr., перев., On Christian Doctrine, New York, 1958. Confessiones, «Исповедь», 397 г., изд. M. Skutella, 2-е изд., Stuttgart, 1969; F. J. Sheed, перев., The Confessions of Saint Augustine, London and New York, 1943. De Trinitate, «О Троице», написана в 399—419 it., изд. W. J. Mountain, 2 т., CCSL 50-50A, 1968; S. McKenna, перев., The Trinity, New York, 1963. De Genesi ad litteram, «Толкование на кн. Бытия», написано в 401-444 it., CSEL 28:1, 1894. De

divinatione daemonum, «О прорицании демонов», написана в 406 г., CSEL 41, 1901; R.~W. Brown, перев, The Divination of Demons. Washington, 1955. De natura boni contra Manichaeos, «О природе добра против манихеев», написана в 399 г., CSEL 25:2, 1892; J. Н. S. Burleigh, перев., Augustine: Earlier Writings, London, 1953. Contra Faustum Manichaeum, «Против Фавста маиихея», написана в 397 г., CSEL 25, 1891. См. С. Р. Mayer, «Die antimanichäischen Schriften Augustins», Augustinianum 14, 1974, 2 7/ — 313. Contra Maximum Arianuiri, «Против Максима арианина», написана в 428 г., MPL 42. De sancta virginitate, «О святом девстве», относится к 401 г., MPL 40. De civitate Dei, «О граде Божьем», датируется 413 г. (Книги 1-5), 415-418 г. (Книги 6-16), 420 г. (Книга 17), 425 г. (Книги 18-22), изд. В. Dombaert и А. Kalb, CCSL 47-48, 1955; P. Levine, изд., перев., The City of God, 7 т., London. 1966. Contra Julianum, «Против Юлиана», относится к 421 г., MPL 44; М. А. Schumacher, перев., Against Julian, New York, 1957. Enchiridion ad Laurentium, «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», написана в 421, MPL 40; А. С. Outler, перев., Confessions and Enchiridion, London. 1955. De correptione et gratia, «Об увещевании и благодати», MPL 44; ]. С. Murray, перев., Admonition and Grace, Washington, 1947. Epistuiae, «Письма», CSEL 34:1-2; 44; 57-58, 1904—1923: Sister W. Parsons, перев., 5 т.. Washington, 1955-1956. Sermones, «Проповеди», MPL 38-39. Ret-ractionum libri duo, «Отречения», CSEL (1902);

312

M. I. Bogan, перев., The Retractations [sic], Washington, 1968.

Сочинения Пелагия включают Expositiones XIII epistu-larum Pauli, A. Souter, изд., 3 т., Cambridge, 1922—1931; частично переведены в кн. R. F. Evans, Four Letters of Pelagius, New York, 1968; De induratione cordis Pharaonis, G. Morin, изд., в кн. G. de Plinval, Essai sur le style et la langue de Pelage, Fribourg, 1947, c. 135—203. О Пелагии см. J. Ferguson, Pelagius: A Historical and Theological Study, Cambridge, 1956.