2.1. Бультман: человек, внимающий Слову

Но как осуществляется событие спасения? Где человек встречает Христа? Бультман решительно отвечает: в слове Бо-ясием, провозглашенном и услышанном в вере, то есть, в христианской керигме. Керигма — греческое слово, некогда обозначавшее провозглашение царской воли глашатаем. В христианской среде — это Слово Божие, которое проповедник возвещает людям, чтобы они обратились к Богу. «Это слово имеет власть, оно действенно. Для него существенно быть произнесенным: будучи произнесено, оно тотчас начинает властно действовать. Поэтому это также и руководство к действию: это приказ, требующий повиновения»34. Это слово есть по своей сущности призыв (Anruf, Anrede). Он обращен к совести человека и как только прозвучит, то смолкают человеческие проблемы и Бог полностью открывается человеку. Это призыв в чистом виде, поскольку не имеет никакого рационального оправдания, не излагает никакой теории, не сообщает вневременных истин о Боге и человеке, но лишь призывает человека принять решение. Этот призыв имеет решающее значение: кто услышит его, достигнет истины своего бытия.

Следовательно, керигма — событие слова (das Ereignis des Wortes), событие спасения: спасение приходит человеку тогда, когда прозвучит и будет принято с верой слово керигмы. Священное Писание тоже представляет собой не только нормативный текст, канон веры, «depositum fidei»: это событие спасения, когда оно становится конкретным провозглашением: проповедью, призывом к человеку hie et nunc, наконец, звучащей в истории керигмой. А Церковь — это место, в котором провозглашается Слово. «Слово спасения звучит в Церкви и благодаря Церкви: через Церковь и ее вестников Слово есть провозве-

34 R.Bultmann, Glauben und Verstehen, Bd. II, S. 276.

33

стие, керигма. В этом смысле Церковь связана со словом j, является частью события спасения».

«Понимая христианство как керигму, как слово, как свобод, ное событие слова, звучащего в истории, Бультман открыл тотальность для различия» (Е.Фукс). «Там, где звучащее в истории слово достигает человека и делает его своим слушателем, там реальность как замкнутая в себе целостность открывается Инаковости, отличию — и мир обретает спасение» (Г.Гада-мер). Мы можем принять хайдеггеровскую антропологию при условии, что она открывается керигме: подлинное существование — благодать, а не возможность, которую человек осознает философским путем.

Но каково содержание керигмы? Это Иисус из Назарета, Господь мира и Спаситель людей: керигма провозглашает Христа и в ней Христос присутствует как Живущий. Слово не только имеет своим содержанием Христа и отсылает к Нему: оно, будучи провозглашенным, является Самим творящим спасение Христом. Слово не только говорит о Христе как спасительном событии, но и само есть событие спасения. «Поэтому при провозглашении Слова происходит событие спасения» (Р.Бультман). Принять керигму значит верить, верить во что-то, в спасительную инициативу Бога во Христе, верить во Христа как эсхатологическое действие Бога, непреклонное, окончательное и решающее: это действие коренным образом меняет ситуацию человека и только оно может открыть ему возможность подлинного существования.

Обращенное к человеку слово керигмы есть Слово Христа, но что стоит за Словом провозвестия? Можно ли достигнуть Иисуса истории? И имеет ли значение для события спасения исторический Иисус? Это самое деликатное место богословия Бультмана.

В отличие от либеральной теологии, он уверен, что на основе свидетельств Нового Завета и веры первых христианских общин нельзя написать житие Иисуса. Используя наиболее древний слой синоптической традиции, можно только реконструировать основные линии проповеди Иисуса: результаты этого исследования были опубликованы в 1926 г. в знаменитом труде Бультмана Иисус35. Но керигма — это проповедь Церкви, это

33 R.Bultmann, Jesus, Berlin 1926.

34

христианская весть, в которой Иисус признается Христом, и она не совпадает со словом человека Иисуса из Назарета, бродячего проповедника в Галилее.

В историографическом плане остается возможность идти дальше керигмы и реконструировать не религиозную личность Христа (это значило бы написать Его биографию), а основные линии Его проповеди. Однако, спасает керигма, верящая и провозглашающая, что Иисус есть Христос. Человек Иисус возвестил пришествие Царства, но только Христос керигмы является исполнением обетованного: именно в вере, принимающей Христа керигмы, осуществляется спасение верующего.

Бультман решительно проводит грань между историческим Иисусом и Христом веры, что совершенно неприемлемо ни с историографической, ни с вероучительной точки зрения. Именно в этом пункте произойдет раскол школы Бультмана. Здесь, вероятно, проявился разрыв между верой и историей, богословием и антропологией. Кажется, что человек Иисус, его историческое существование, не играет никакой роли в понимании спасения. Бультману также не удалось постичь Бога через постижение человека. Означает ли это возвращение к Барту?