3.1. Предварительные замечания

Известный немецкий богослов Юрген Мольтман охарактеризовал положение в либеральной теологии начала XX века, назвав свое исследование о Бонхёффере Утрата центра. Диалектическая теология двадцатых и тридцатых годов реагировала на эту ситуацию возвращением центра, то есть возвращением трансцендентного Слова Божия как темы богословия. Но со временем не мог не встать вопрос о том, как путем критического пересмотра требований либеральной теологии, отправляясь от центра, вновь обрести тему человека, горизонт миссии, понимание мирской действительности в более сложном синтезе, выходящем за рамки противоположностей диалектической теологии,

В уже упоминавшейся книге Мольтман писал: «Нашу ситуацию можно было бы определить сегодня как столь же опасную «утрату горизонта», горизонта мирской, исторической и духовной реальности. То, что провозвестие откровения не связано с мирской действительностью, сегодня стало пугающе очевидным. Путь, ведущий от центра к горизонту, кажется закрытым. И все же, нет центра без горизонта, без периферии, и нет Христа без Его царственного мирского и телесного Господства. Но как достичь этого горизонта полноты реальности Христа?»47.

Это проблема, которую предчувствовали уже Барт и Бульт-ман. В связи с этим Барт постепенно перешел от противоположностей диалектики к аналогии веры и к признанию человечества Христа, а Бультман — к экзистенциальной интерпретации, при которой Слово Божие есть объяснение человеческого существования. Согласно реконструкции, осуществленной Мольтманом, именно Бонхёффер поставил перед богословием в качестве задачи «чарующую тему горизонта».

47 J.Moltmann, Die Wirklichkeit der Welt und Gottes konkretes Gebot nach Dietrich Bonhöffer, in Die mündige Welt. Bd. III, Kaiser Verlaß, München I960, S. 42.

41

Центральный мотив, объединяющий различные темы богословия Д.Бонхеффера, очень точно сформулирован в его письме из тюрьмы от 8 июля 1944 г.: «Вопрос ставится так: Христос и мир, ставший взрослым».