Реати Ф.Э. - Западное богословие XX века / 3. Богословие и современность (Д.Бонхёффер) / 3.2. Дитрих Бонхёффер: богослов, христианин и современник

3.2. Дитрих Бонхёффер: богослов, христианин и современник

3.2. Дитрих Бонхёффер: богослов, христианин и современник

«Богослов, христианин и современник» — так Эберхард Бетге в обширной Биографии48, посвященной своему другу, определил основные грани личности Бонхёффера, жизнь и богословие которого как ни у одного другого богослова XX века были неразрывно связаны друг с другом.

Д.Бонхёффер родился в Бреславле (Силезия) 4 февраля 1906 г. В возрасте пяти лет он переехал в Берлин в связи с тем, что его отец получил должность профессора психиатрии в Берлинском университете.

В 1927 г. Бонхёффер получил звание академического богослова, а в 1931 г. стал пастором и начал оказывать влияние на жизнь Церкви. В 1939 г. Бонхёффер, будучи ревностным христианином, разделил трагическую судьбу своей страны.

К изучению богословия Бонхёффер пришел в 21 год, имея вначале преимущественно культурный интерес. Б 1933 г. в Берлине, под руководством своего учителя Адольфа фон Гарна-ка, он пишет богословскую диссертацию на тему Sanctorum Communio («Общение святых»), посвященную изучению общинной структуры Церкви. Это было не социологическое, а догматическое исследование, использующее методы наук об обществе для того, чтобы понять церковную действительность в ее видимом социальном измерении. Уже в этой работе проявился синтезирующий подход Бонхёффера к рассмотрению христианства: Церковь — это одновременно и видимая человеческая, и невидимая таинственная реальность. С одной стороны, Бонхёффер хочет преодолеть историзм Е.Трёльча, для которого Церковь сводилась к видимой общественной реальности, а с другой, он стремится выйти за границы богословской постанов-

48 E.Bethge, Dietrich Bonhöffer. Theologe, Christ und Zeitgenosse. Eine Biographie. Berlin 1967.

42

ки, Барта, при которой Церковь рассматривалась как незримая община тех, кто с верой принимает Слово Божие: «Церковь, — утверждает Бонхёффер, — это Слово Божие, воспринятое определенной социальной общностью людей».

Церковь представляет собой в одно и то же время незримую тайну и зримую общественную организацию: первая существует лишь во второй. «Церковь желанна Богом и, следовательно, есть духовный феномен, но вместе с тем она пропитана исторической телесностью, а значит является также и видимым социальным феноменом. Церковь — это freiwillige Kirche, Церковь исповедующих веру свободных воль, но в то же время и Volkskirche, Церковь народных масс. Она не только sanctorum communio в чистом виде, но также и видимая Церковь, общность людей во плоти и крови»49.

Вольно перефразируя гегелевскую формулировку из Лекций по философии религии, Бонхёффер дает определение: «Церковь есть Христос, существующий как община». Он пишет: «Сущность Церкви должна определяться не в социологических терминах, как это случается в католической экклезиологии (Бонхёффер имеет здесь в виду католическое учение о Церкви до II Ватиканского Собора — прим. Э.Р.), но в богословских понятиях общины и общения. Церковь — это общинная структура sui generis, общение Духа, общение любви»50.

Здесь Бонхёффер уже обнаруживает свою синтезирующую богословскую позицию: христианская тайна требует богословского и антропологического подхода, причем богословие и антропология должны сотрудничать в гармоническом единстве.

В 1933 г. Бонхёффер создает свою знаменитую Христоло-гию: он становится христианином по убеждению и в своих работах объясняет собственную христианскую жизнь: «Я стал богословом по церковному призванию». В Христологии он ставит вопрос: «Кем является для меня Христос?»51. Мы видели, что Христос существует как община, как собрание верующих, обладающее видимой социальной плотью. Теперь же Бонхёффер выясняет другие, не менее существенные стороны Цер-

49 D.Bonhoffer, Sanctorum communio, S. 187.

50   D.Bonhöffer, Sanctorum communio, S. 172.

51  D.Bonhöffer, Christologie, Kaiser Verlag, München I960, S. 7.

43

кви, более связанные с ее таинственным аспектом и придающие ей большую историческую консистенцию.

«Кто такой Христос? Он — Личность, присутствующая в Церкви и истории. Понимание Его присутствия открывает путь к определению Его личности»52. Христос — это не только некое определенное историческое событие, как полагали представители диалектической теологии: Он присутствует в истории во всем Своем онтологическом и социологическом значении, и присутствует именно в Церкви. Его бытие есть «бытие-ради-меня», «бытие-ради-нас» — это спасительное присутствие. Христос спасает нас, будучи в центре, а не на периферии реальности: Он — Посредник (Mittler) и находится в середине (in der Mitte): «Тот, Кто присутствует в Слове, Таинстве и общине верующих, пребывает в сердцевине человеческого бытия, истории и природы. Бытие в центре принадлежит структуре Его личности. Христос в центре человеческого существования, поскольку Он между ветхим и новым человеком: Он дарует людям оправдание. Христос в центре истории, поскольку Он между обетованием и исполнением: в Нем осуществляется смысл истории. Христос в центре творения, поскольку порабощенная природа находит в Нем свое освобождение. Тем самым Христос — Посредник оправдания для человека, Посредник примирения для истории, Посредник освобождения для творения. И как Посредник Он в самом центре»53.

Итак, Христос находится в центре и, отправляясь от Него, взгляд распространяется на всю действительность: на человеческое существование, на историю и творение. Христос «реабилитирует, принимает и преобразует всю реальность: Он — Господь мира. Господь в том смысле, что Он для мира: Христос для других — человек, Он солидарен с людьми и становится их представителем перед Богом. Для Бонхёффера человек — ключ к пониманию Христа и Его миссии, а антропология — ключ к пониманию богословия»54.

Во второй период богословской жизни Бонхёффера появляются его произведения Последование (1937) и Общинная жизнь (1939).

52 D.Bonhöffer, Christologie, S. 21. 53 D.Bonhöffer, Christologie, S. 42.

54 F.Reati, D.Bonhöffer, testimone di Cristo in mezzo ai suoi fratelli, Milano 1998, p. 543.

44

Остановимся на Последовапии, ибо в этом произведении высо-чайшей духовности, может быть, наиболее читаемом среди трудов Бонхёффера, он подчеркивает «почти в католических выражениях», как иронически утверждали его лютеранские критики, активную роль человека в оправдании.

В предисловии к своей книге Бонхёффер спрашивает: «Что хочет от нас Иисус сегодня?»55. Он проводит различие между «дешевой благодатью» (billige Gnade) и «дорогой благодатью» (teuere Gnade). «Дешевая благодать» — это благодать без последования, а дорогая — та, что ведет к последованию (Nachfolge). «Дорогая, ибо призывает к последованию, и благодать, так как призывает следовать Иисусу Христу»56». Дешевая благодать» не знает Креста, а «дорогая» побуждает последователя Христа нести этот Крест. «Дешевая благодать» — это предпосылка, не требующая последования, ибо просто предполагает спасительную волю Божию. А «дорогая благодать» призывает следовать за Христом. Она одновременно дар и задача.

В выражениях близких Кьеркегору, особенно в его Обучении христианству, Бонхёффер подчеркивает что Павел, делающий акцент на благодати, и Яков, говорящий о важности добрых дел, дополняют друг друга: «Благодать и поступки должны быть едины. Нет веры без добрых дел и нет добрых дел без веры». Добрые дела реабилитируют человека, его человеческие мысли и дела: но все это предполагает веру, ибо «все начинается верой, но только послушная вера (т.е. творящая добрые дела — прим. Э.Р.)" спасает». Реабилитация человека происходит в божественном акте оправдания, а реабилитации антропологии в христианском понимании человека.