Реати Ф.Э. - Западное богословие XX века / 5. Герменевтическое богословие / 5.2. Эрнст Фукс: герменевтика как учение о языке веры

5.2. Эрнст Фукс: герменевтика как учение о языке веры

5.2.1. Постановка герменевтической проблемы

Эрнст Фукс (1903-1983) был учеником Р.Бультмана. Будучи профессором богословия в Тюбингене, он в 1954 г. издал свою Герменевтику162, ставшую первой значительной работой по так называемой «новой герменевтике». Выход в свет шесть лет спустя книги Гадамера Истина и метод (1960) Вызвал важную дискуссию о герменевтике между богословами и философами. В конце своего преподавания в Марбурге Фукс опубликовал Марбургскую герменевтику (1968), развившую и завершившую Герменевтику тюбингенского периода.

В начале первой книги Фукс пишет: «Герменевтическая проблема появилась в конкретных усилиях по переводу текстов». Этими словами Фукс начал в Тюбингене свой курс герменевтики, написав также эссе по переводу одного текста св. Павла. Тема богословия — Откровение Божие, но оно прихо-

161 H.G.Gadamer, op.cit., S. 447.

162 Е.Fucks, Hermeneutik, Müllerschon, Bad Cannstatt 1954, S. 171.

115

дит к нам в виде написанного текста, который нужно перевести истолковать, понять и затем провозгласить. Отсюда рождается герменевтическая проблема.

Прежде всего, необходимо понять герменевтический принцип. Нелегко понять текст: нужно поставить себя в правильную герменевтическую ситуацию. Фукс приводит пример: чтобы понять кота, нужно посадить перед ним мышь. И тогда кот раскроет свою природу. Мышь играет здесь роль герменевтического принципа: еще Геродот утверждал, что мыши герменевтические существа. Чтобы узнать человека, нужно дать ему свободу: свобода — это ситуация, в которой человек раскрывает себя, она, тем самым, служит герменевтическим принципом истины человека. Герменевтический принцип — это «место», где текст, личность раскрываются в своей истине.

Каков герменевтический принцип, приводящий в движение процесс понимания в Новом Завете? Фукс отвечает: это вопрос о нас самих (Die Frage nach uns selbst), о смысле нашего существования. Он выражает проблематичность существования и поиски его смысла. Это не умозрительный, но практический вопрос: он ставит человека на путь, ведущий к истине его существования. «Новый Завет затрагивает человека как человека в пути».

Восприятие текста происходит внутри этого вопроса: истолкователь и текст образуют герменевтический круг. Истолкователь, побуждаемый вопросом о смысле жизни, спрашивает текст и позволяет тексту спрашивать себя. «Вопрос о нас самих затрагивает нас, но тут же выясняется, что это вопрос, с которым Бог спрашивает нас, хотим ли мы довериться Ему». Эти элементы уже присутствуют у Бультмана: новизна, привнесенная Фуксом, связана с особым значением, которое он придает проблеме языка в герменевтическом процессе.

5.2.2. Язык

По этому поводу Фукс выдвинул два тезиса. Первый из них гласит: бытие есть условие существования языка. Это значит, что оно является почвой (Boden), на которой укореняется язык, а язык — это манифестация (Kundegebung), проявление, выражение бытия. Бытие — фундамент языка. Если бы

116

его не было, то не было бы и языка и не существовало бы ничего, подлежащего выражению.

Второй тезис дополняет первый, утверждая, что язык «оправдывает» бытие, придает ему смысл, делает его постижимым. Если бы не было языка, бытие оставалось бы немым. Бытие выразимо (ansprechbar) только в языке. Где звучит язык, там бытие происходит, становится событием.

В слове бытие проявляет, выясняет себя, приходит к своей истине.

В шестом разделе тюбингенской Герменевтики Фукс пишет: «Возможна ли реальность без языка? Нет. Абсолютное молчание стало бы упразднением реальности»163. И еще: «В языке бытие приходит к своей истине... открывается в своей реальности и своих смыслах. Бытие есть бытие в истине языка: от языка бытие ждет своего освобождения»164. В марбургской Герменевтике мы читаем: «Бытие есть то, что выразимо в языке (das Sein ist sagbar von der Sprache), а язык — это высказанное бытие (die Sprache ist das gesprochene Sein)»165. Язык делает бытие присутствующим во времени: он вводит его во время, предоставляет бытию допуск ко времени (eine Zulassung zur Zeit). Если у меня есть друг, я принимаю его как друга и позволяю ему быть моим другом. Подобно этому, язык есть разрешение (Erlaubnis), предоставленное бытию. В этом смысле язык есть оправдание бытия.

Человеческое существование также есть язык. Это языковое явление, то есть, оно раскрывает себя в языке, оно носит языковой характер (sprachlich). Согласно Фуксу, человек раскрывается больше в языке, чем в поступках. В подлинном языке он выражает себя непосредственно, он высказывает свое бытие, раскрывает его смысл и основу. Говорить, что существование имеет языковую структуру, значит утверждать, что в языке человек выражает свое бытие: «язык есть событие, в котором человек проявляет себя, достигает своей подлинной сущности, дает себя познать, более того, просто существует»166. Человек есть событие языка (Sprachereignis) по преимуществу.

163 Е Fucks, op.cit., S.  203.

164 E.Fucks, op.cit., S.  205.

165 E.Fucks, op.cit., S.  229.

166 E.Fucks. op.cit., S.  234.

117

Выше мы употребили сочетание -«подлинный язык», Мы также сказали, что сущность языка — быть допуском к бьггию. «Но тогда что такое событие языка? Это событие разрешающее, предоставляющее свободу, оправдывающее бытие»167. Другими словами, подлинный язык есть событие, в котором слово ocyществляется образцовым, подлинным образом, во всей своей освобождающей силе: это происходит тогда, когда оно «попадает в цель», приводит в движение наши мысли, чувства и всю нащу жизнь.

Язык — это не просто средство передачи информации, но и подлинно человеческое событие, каким, например, является язык любви. Фукс говорит о языке семьи, в которой пользуются подлинным, свежим и прозрачным языком: на этом примере можно понять язык в его истинной сущности. «Язык семьи — это язык взаимопонимания и любви. В семье говорят о том, что вызывает радость или озабоченность. Но существенно то, что делается ссылка на время. В семье мать говорит, что настало время обедать, что уже пора вставать. Она говорит, что наступило время что-то делать. Ссылка на время делается постоянно и именно для этого существует язык. Конститутивным элементом языка является не слово, но указание на время и, следовательно, на различение времен»168.

Подлинный язык семьи объявляет для чего настало время (Zeitansage). Язык выступает во все своей мощи как событие только тогда, когда провозглашает время любви: подлинное существование постигается конкретно как существование во времени любви.

5.2.3. Как функиионирует язык богословия

Как Фукс применяет свою теорию языка к сфере библейской герменевтики? В Священном Писании берет слово Бог, и слово Божие осуществляет то, о чем оно говорит: оно является событием, событием Спасения. Что происходит, когда говорит Бог? Благодать спасает грешника, позволяет ему жить в свободе сыновей Божиих и открывает его для эсхатологического времени любви.

167 E.Fucks, Das Sprachereignis in der Verkündigung Jesu, Tübingen 1958, S. 45.

168 E.Fucks, op.cit, S. 48.

118

На слово Божие, на Его речь (sprechen) мы можем отвечать (ent-sprechen) верой. Вера есть ответ (Ant-wort) на Божие слово (Wort). Слово Божие есть язык. Ответ человека — язык, и проповедь, распространяющая в мире спасение, — это тоже язык. Спасение приходит в форме языка, как явление языка. В сфере богословия герменевтика есть «теория (или учение) о языке веры (Sprachlehre des Glaubens)»169.

Бог произнес в Иисусе из Назарета Свое окончательное Слово спасения: спасение приходит вновь как событие языка. Согласно Фуксу, важно знать, что говорил и делал Иисус. Его книга, посвященная Иисусу, озаглавлена: Иисус: слово и дело170 (1971). Но слова важнее, так как они объясняют поступки вашего Господа. Согласно Бультману, слова земного Иисуса недоступны историческому исследованию, важнее керигма первых христиан: она имеет решающее значение для веры. У фукса, ученика Бультмана, напротив, новая герменевтика стре-мится восстановить слово Иисуса и Его язык как слово и язык Бога: поэтому он подчеркивает богословское значение исторического Иисуса.

Провозглашенная Иисусом весть, в целом, должна рассматриваться как языковое явление: понимающий ее может ходить путями Божиими и способен целиком отдать себя любви. «Провозвестие Иисуса — весть нового времени, времени любви: само оно, Его поведение, Его появление в истории знаменует собой Время Божие, наступление Его Царства»171. Его слова — тоже дары, обновляющие нашу жизнь: «Они подобны лежащим пе-ред нами рождественским подаркам: их принимают с верой, ибо они способны просветить нашу жизнь, погруженную во тьму ютого мира»172. Пасхальное событие выступает как феномен языка по преимуществу: явления Воскресшего инициировали проповедь первых христиан.

Следовательно, Фукс понимает раннее христианство как явление языка: рождается книга Нового Завета и с ней возни-

169 E.Fucks, Was ist existentiale Interpretation, in Zum hermeneutischen Problem in der Theologie (Ges. Aufsatze 1), 115.

170 E.Fucks, Jesus: Wort und Tat, Tübingen 1971.

171 E.Fucks, Hermeneutik, S. 123.

172 E.Fucks, Das Neue Testament und das Problem der Ermeneutik, Tübingen 1967. S. 143.

119

кает новый язык, в котором находит свое выражение новое понимание бытия. «Фактически, Новый Завет является учебником герменевтики: в нем рождается новое понимание существования и он дает нам язык, позволяющий приблизиться к Богу»173,