1.2. Комментарий К.Барта на Послание к Римлянам

Свидетельством «поворота» стало второе издание Комментария на Послание к Римлянам, опубликованное К.Бартом в 1922 г. В первом издании, вышедшем в 1919 г., еще ощущалось влияние либеральной протестантской теологии: «Божественное (das Gottliche) органически (organisch) вырастает в человеке... В настоящем спит будущее Бога»11.

Мысль о том, что божественное постепенно и неуклонно растет в человеке, восходит к идее непрерывного прогресса эпохи Просвещения. В варианте 1922 г. от текста первого издания не осталось и «камня на камне». Здесь Барт пришел к совершенно новой идее Бога. Он определяет Его как «абсолютное начало» (Gott wie absoluter Anfang): Бог не только неожиданный ответ на вопросы человека, Он подвергает пересмотру сами эти вопросы. Бог есть Начало и Конец, Он не только дает неожиданный ответ исканиям человека, но переформулирует эти вопросы в его сердце — средоточии его суверенной свободы. Поиск Бога от начала до конца не принадлежит человеку и не происходит по его инициативе, но вызывается в человеческом сердце Богом. Бог не только прекращение, но и абсолютная предпосылка всего того, что человек может сказать и подумать, чем он может быть. Бог — это всегда непостижимая Тайна для человека.

«Бог — это Неизвестный Бог. Как таковой Он дает всем жизнь, дыхание и всякую вещь. Поэтому Его мощь — это не природная сила, не сила души, не какая-либо из высших духовных сил, которые известны или могут быть известны людям, но кризис всех человеческих сил. Это совершенно Иной, перед Которым все они — почти ничто. Он — порожда-

10 K.Bart, Das Wort Gottes als Aufgabe der Theologie, München 1924, S. 164.

11  K.Bart, Der Römerbnef, Bern 1919, S. 342.

15

ющее все Начало и оправдывающий все Конец, неизвестные Начало и Конец. Абсолютная и великая сила Божия существует не наряду со всеми силами человека, но над ними: это непостижимая и абсолютная предпосылка всего»12.

Комментарий на Послание к Римлянам является, несомненно, наиболее репрезентативным текстом диалектической теологии. Царство Божие теперь уже не духовная вершина, кульминация медленного, но неуклонного гражданского прогресса человечества, и не полный расцвет человеческой нравственности в нравственности Иисуса, в Его Нагорной проповеди. Оно нисходит с высоты и судит все, даже самые благородные завоевания человека. Царство Божие — это кризис всех человеческих царств. Поэтому Бог — это «Совершенно Иной» (Ganz Anderes), это не реальность истории, но совершенно трансцендентная ей таинственная Реальность, вновь и вновь судящая бытие людей и все их дела.

Бог Карла Барта — это «Deus absconditus» («Неведомый Бог»), «Совершенно Иной» — концепция, восходящая к известному философу религии Рудольфу Отто (R.Otto), автору знаменитого труда Священное. Никакая дорога не ведет от человека к Богу: ни человеческий опыт (Шлейермахер), ни история (Трёльч), ни метафизика. Единственно возможен путь от Бога к человеку — и это Иисус Христос. Он — путь веры, безвозмездный дар Божий, ниспосланный свыше и судящий человеческое разумение.

История спасения существует не наряду с историей и не внутри ее — это непрерывный кризис всякой человеческой истории. История людей — история греха и смерти — подлежит Божиему суду, она зависит от Его нет. Однако, это — диалектическое нет, оно преодолевается тем да, что Бог произносит в Иисусе Христе, Спасителе мира.

Воскресение Христа — это вторжение нового мира в ветхий мир плоти, но вторжение как бы по касательной: «В воскресении новый мир Духа Святого соприкасается с ветхим миром плоти. Но касается его именно как новый мир, подобно касательной к окружности, затрагивая лишь границу»13.

12 K.Bart, op.cit., S. 254. 13 K.Bart, op.cit.. S. 254.

16

Евангелие, которое Павел хочет провозгласить в великом духовном и религиозном центре — Риме, не религиозное послание, говорящее о божестве и обожении человека, но радостная и благая весть о Боге, принимаемом верой. А вера не имеет ничего общего с тиной религиозного опыта — это чудо, прыжок, по благодати Божией, в пустоту, в пустое пространство. И здесь вера означает, скорее, верность Бога человеку, чем верность человека Богу: вера — пространство верности Бога Своим обещаниям. Весь комментарий к Посланию к Римлянам развивается под знаком «бесконечного качественного отличия Бога от человека» (Кьеркегор), предлагая строго богословскую концепцию веры и благодати.

Мы назвали эту работу Барта наиболее репрезентативным текстом диалектической теологии. Необходимо пояснить значение термина «диалектическая теология». Вообще говоря, он подразумевает сильный акцент на трансцендентности Бога миру и человеку и на суверенности Божия Откровения. Более конкретно, определение «диалектическая» указывает на то, что Откровение имеет диалектическую структуру, поскольку соединяет взаимоисключающие элементы: Бога и человека, вечность и время, откровение и историю. И потому богословские утверждения также формулируются в диалектических терминах: они утверждают и отрицают, выражаются в форме да и нет, корректируют да посредством нет и нет посредством да.

Диалектическая теология не была примиряющей противоречия «Vermittlungstheologie» («теологией опосредования»), какой служила старая либеральная «Erlebnistheologies-^теология переживания»): она имела дело с диалектическими противоположностями. Она была также «теологией кризиса», не потому, что возникла во время кризиса, но в силу того, что понимала Бога как; суд, как кризис всего человеческого. Ее называли также «теологией Слова Божия» (вспомним известную статью К.Барта 1922 г. Слово Божие как задача теологии) из-за стремления сделать Слово Божие источником и предметом богословия.