1.5. Барт и неизбежное возвращение антропологии

Капитальным трудом Барта стала Церковная догматика, создававшаяся в течение тридцати двух лет с 1935 по 1967 гг. Многие называют ее «Суммой теологии XX века». Вера всегда будет критерием богословия: Барт отрицает всякий независимый от веры философский подход к Богу. Всякое познание Бога и божественных истин предполагает Откровение и веру в него. Барт отказывается от analogia entis, использовавшейся Фомой Аквинским и решительно выбирает analogia fidei. Это единственный логический инструмент для христианского дискурса о Боге и божественном. Догматика — это «верующее» богословие, богословие, основанное на вере.

Кроме того, критерием и предметом Догматики является слово Божие. Оно рассматривается в трех своих формах: слово, проповедуемое Церковью, отсылает к слову Священного Писания и к его основе, слову Откровения. Отсюда другая особенность Догматики Барта: она представляет собой по преимуще-

25

ству богословскую догматику с сильным влиянием Библии. А поскольку Откровение дано во Христе, Догматика является также и последовательной христологией. Эта христологическая перспектива открыта для возвращения антропологического измерения, неизбежного во всяком целостном богословии.

От эсхатологических акцентов Комментария на Послания к Римлянам мы уже далеки. Католический богослов Анри Буйар отмечает: «Если справедливо, что богословие кризиса было последовательной эсхатологией, то столь же верно, что богословие Догматики есть последовательная христология: это хороший способ охарактеризовать их различие»23.

Христологический поворот Догматики становится антропологическим поворотом в опубликованнном Бартом в 1956 г. эссе Человечество Бога21. Если Комментарий на Послание к Римлянам после долгого предательства либерального богословия вернул божество Бога, то Человечество Бога признает Его «таинственное и чарующее человеческое измерение: человек, человеческие ценности входят в понимание и определение сущности Бога» (К.Барт). «Хорошо, когда для лучшего понимания Бога в богословии и проповеди прибегают к нерелигиозному языку, например, к языку философии» (К.Барт).

В целом, в Комментарии утверждается, что «Бог не есть мир и никакая дорога не ведет из мира к Богу. А когда Бог встречает мир, то эта встреча — Кризис, Суд над миром». Догматика же говорит, что «Богу угоден мир, Он близок миру и любит его».

В 1956 г. Барт публикует свой знаменитый очерк Письмо музыканту25, посвященный музыке любимого им Моцарта. В нем Барт пишет: «Возможно, желая воздать хвалу Богу, ангелы исполняют музыку Баха, но я не уверен в этом. Я убежден, однако, что, будучи одни, они играют Моцарта, и тогда Господь радуется, внимая им: Бог слушает музыку человека и у него учится самовыражению». Тем самым Барт реабилитирует антропологию в сфере богословия.

23 H.Bouillard, Karl Barth, Paris 1968, vol.1, p. 241. 21 K.Barth, Die Menschlichkeit Gottes, Zurich 1956. 25 K.Barth, Wolfgang Amadeus Mozart, Basel 1956.

26