1. Предвозрождение

Возрождение было эпохой революционного штурма феодализма, временем острой борьбы за смену устаревшей социально-экономической формации новой, капиталистической, для того периода более прогрессив­ной. «Капитализм есть зло по отношению к социализму. Капитализм есть благо по отношению к средневековью, по отношению к мелкому производству...»1 -- писал В. И. Ле­нин. Отрыв от средневековья, подрыв его рутинных мелкотоварных форм, создание раннекапиталистических мануфактур, развитие общеевропейской, а после открытия Нового Света и мировой торговли и мореходства привели и к новому мироощущению. «Это была величайшая из ре­волюций, какие до тех пор пережила Земля»2,— писал Ф. Энгельс.

Возрождение Ф. Энгельс рассматривал как общеевро­пейский, а не только итальянский процесс, поэтому со­держание этой «величайшей из революций» можно по­нять, только учитывая этот широкий фон. В своих замет­ках «Из области истории» он пишет о Возрождении как о грандиозной эпохе, когда горожане подорвали мощь феодализма, на арену классовой борьбы выступило

253

крестьянство, а за ним и предшественники пролетариата3. Действительно, в XVI веке — веке позднего Возрожде­ния — произошла первая буржуазная революция в Евро­пе — Великая крестьянская война в Германии, а за ней и вторая буржуазная революция — в Нидерландах, за­вершившаяся победой нового строя.

Революция в культуре была частью острого и разно­стороннего процесса смены формаций. В каждой стране он имел свои формы и свой характер. Для Италии решающей была революция в культуре, выросшая на почве сущест­венных сдвигов социально-экономического порядка. Не­смотря на разнообразие своих проявлений, в целом итальянское Возрождение носило раннебуржуазный ха­рактер, хотя оно немало черпало и из такого источника, как народность.

Итальянское Возрождение оказало прогрессивное воздействие на другие страны Европы — Францию, Гер­манию, Испанию, Англию. Это влияние было закономер­ным в условиях общеевропейской революционной ситуа­ции смены формаций, так же как и воздействие немецкой Реформации на Италию.

Возрождение было общеевропейским явлением, но прежде всего и больше всего итальянским. Итальянское Возрождение — классическое проявление революции в культуре периода зарождения и развития раннебуржу-азных отношений. В то же время было бы неисторичным, а значит, и неверным искать подобные явления во всех уголках земного шара и во все времена, открывать про­цесс кочующего с Востока на Запад «мирового» Возрож­дения.

XVI век для Италии — период блестящего расцвету культуры Возрождения, породивший таких титанов мысли, как Леонардо да Винчи и Макиавелли, Микеланджело и Гвиччардини. Они — активные участники борьбы за новую культуру и искусство, за смелые открытия мысли, «борются кто словом и пером, кто мечом...»4. Но это был период и сложных драматических коллизий.

Однако итальянское Возрождение не ограничивается только XVI в., а охватывает три столетия и проходит три больших периода: раннее Возрождение (XIV в.), зрелое Возрождение (XV в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Причинами такого явления, как Возрождение, были ран­нее социально-экономическое развитие Италии и особые условия ее культурного развития. Италия была страной городов и высокой городской культуры. Еще К. Маркс отмечал наличие в Италии множества городов, «сохра-

254

вившихся по большей части еще от римской эпохи»5. На­туральные отношения не стали в Италии всеобъемлющи­ми, в итальянской деревне рано начали проявляться эле­менты товарных отношений, а с середины IX в. появилась денежная рента. В городах, которых насчитывалось более 300, сохранялись элементы муниципальных порядков, что было важно для организации средневековых коммун уже с X—XI вв.

В конце XII в., после победы городов над полчищами немецких феодалов, пытавшихся подчинить себе Италию, коммуны получили полную автономию, ускорившую их политическое, хозяйственное и культурное развитие. Это привело к раннему, начавшемуся еще в XIII в., процессу ликвидации крепостного права, проводившемуся по ини­циативе городов, которые нуждались в свободной рабочей силе. Уже в XIV в. в передовых центрах Италии наблю­дается, впервые в Европе, зарождение раннекапита-листических отношений.

Большую роль в подготовке Возрождения сыграли глубокие истоки античных языческих цивилизаций — эт­русской, греческой и древнеримской — как в техническом плане, так и в области идеологии и искусства, в сложном сочетании с истоками христианскими и восточными. В це­лом в феодальную эпоху все было пронизано религиозным духом и выступало «под религиозной оболочкой»6.

Однако внешнее религиозное проявление претерпевало существенные изменения, рано отразившиеся в идеологи­ческом арсенале Италии. Раннехристианские воззрения формировались в условиях изживания и переработки ан­тичного философского наследия: еще Августин Блажен­ный, обращаясь к пифагорейскому и неоплатоническому учениям, в которых исходной и высшей точкой истины провозглашалась идея, объявил таковой бога7.

В Италии в XII — XIII вв. в рамках религиозной практики появились элементы языческого, мистико-реа-листического восприятия действительности в учении Франциска Ассизского8. Эти новые элементы проникают даже в творения теологов XIII в.: если раннее ортодок­сальное средневековое мировоззрение отрицало язычест­во, признавая лишь сверхчувственные восприятия, то в учении Фомы Аквинского появляется признание чувст­венного начала в восприятии мира. Все это еще являлось богословским теоретизированием, но в,то же время и да­леким предвестником Возрождения, подводящим к тому этапу, который условно может быть назван Предвозрож^ дением9.

255

Наиболее ярким представителем этого периода был Данте Алигьери (1265—1321 гг.), которого Ф. Энгельс образно охарактеризовал как «последнего поэта средне­вековья и вместе с тем первого поэта нового времени»10. Уже в раннем произведении «Новая жизнь» проявилась естественная для того периода двойственность его мыш­ления — сочетание абстрактных средневековых аллего­рий, символики с глубокими человеческими чувствами, что характерно и для его главного произведения — «Коме­дии», названной впоследствии Боккаччо божественной за высокие философские и поэтические качества. «Комедия» заключает в себе идею: греховный человек, как и весь че­ловеческий род, должен пройти через ад и чистилище, до­стигнув рая при полном торжестве христианской церкви, символом которой является Беатриче.

Данте не отвергает догматов христианства, но изби­рает свой путь при рассмотрении проблемы соотношения двух начал — божественного и природного. Признавая акт творения, он использует античную идею неоплатони­ков о постепенном нисхождении божественного света, ко­торый пронизывает весь мир, что приводит к оправданию природного начала, к отказу от противопоставления бо­жественного и природного начал".

У Данте появляются тезисы, утверждающие не сверх­чувственные, а природные истоки жизни и творчества, основанные не столько на божественной идее, сколько на жизненном восприятии человека. Новым, питающим ис­токи Возрождения, является в «Божественной комедии» скульптурно выраженная в стихах реальность мира, жи­вого человека, его чувства и действия.

Уже в «Новой жизни» Данте, несмотря на традицион­ное преувеличение поэтических образов, показаны духов­ные переживания человека, его внутренний мир12.

Обращаясь к человеку, Данте стремится освободить личность от старых, феодальных правил, настаивая на самостоятельности человеческих призваний, справедли­вости его стремлений к совершенству, возвышении при­родного до божественного. Все это не приносится в жерт­ву потустороннему блаженству, хотя и не противоречит ему. В трактате «Пир» Данте прославляет человеческое благородство, пролагая дорогу к новому гуманистическо­му идеалу13.

В литературе, особенно авторы католического толка,

256

рассматривают «Божественную комедию» как поэти­ческую иллюстрацию учения Фомы Аквинского, что аргу­ментированно опровергнуто советскими исследователя­ми14. Данте испытал на себе влияние аверроизма: в «Пи­ре» он сомневается в создании богом первоматерии, в «Божественной комедии» приходит к мысли о характере «божественного разума» как совокупности естественных причин15. В трактате Данте «Монархия» также присутст­вуют идеи аверроизма о разграничении сфер челове­ческого разума и божественного откровения, что вызвало резкое противодействие церкви: в 1329 г. было приказано сжечь этот трактат, а в 1554 г. он был включен в «Индекс запрещенных книг». Далеким от догматических положе­ний католицизма был и тезис Данте, изложенный им в «Пире», о расторжимости знания и веры. В «Монархии» он выступает в качестве сторонника светской власти, бросая вызов теократическим притязаниям папства и противоестественному сочетанию власти светской и ду­ховной16. В возрождении мировой империи он видел воз­можность объединения и усиления Италии, чему препят­ствовало папство. Данте бичует такие пороки церкви, как роскошь, продажа должностей, сочетание власти меча и креста, сребролюбие. Не случайно в «Божественной ко­медии» он помещает папу Николая III в ад, а еще не умершего тогда папу Бонифация VIII называет достойным занять его место в огнедышащей яме.

Не будучи еще писателем Возрождения, Данте пред­ставляет собой цельную фигуру, не лишенную противоре­чий Предвозрождения, подобную Джотто в живописи. Они были первыми, кто сменил язык средневековой куль­туры17 на язык новой эпохи.

Не только новая культурная среда, но и породившие ее социально-экономические истоки были водоразделом, ко­торый свидетельствовал об изживании в Италии устарев­шего Средневековья и его идейного арсенала. Не случайно Ф. Энгельс связал имя Данте с началом новой истори­ческой эры и концом феодального Средневековья18.

Предвозрождение принесло принципиально новые, от­личные от средневековых формы свободомыслия. Соци­ально-экономическим фоном Предвозрождения — второй половины XIII в. (Дученто) — были ликвидация кре­постничества, появление антифеодальных городских кон­ституций, накопление торгово-купеческих капиталов.

Ранний этап Возрождения — XIV в. (Треченто) - эпоха пополанской демократии городов-государств, появ­ления мануфактур, раннекапиталистической эксплуатации

257

и вызванных ею острых классовых схваток предпролета-риата с ранней буржуазией. Это эпоха новой, жизнеут­верждающей литературы.

К XV в. (Кватроченто) — ограниченная пополанская демократия сменяется олигархическим правлением, а за­тем тиранией. Это этап зрелого Возрождения, проявляю­щегося прежде всего в расцвете искусства и новой, анти­схоластической философии.

Позднее Возрождение — XVI в. (Чинквеченто) -и начало XVII столетия — эпоха великих потрясений, не­бывалого расцвета искусства и смелых открытий передо­вой мысли. Образование региональных абсолютистских государств и дальнейшая эволюция раннекапиталисти-ческой экономики являются социально-экономическим фоном этой эпохи.