3. Зрелое возрождение

На втором этапе Возрождения, который можно характеризовать как зрелый, более четко проявляются черты свободомыслия. Мыслители этого периода не ограничи­ваются традиционными проблемами и нередко посвящают свои сочинения вопросам устройства государства, его прославлению, а также идее и практике гражданствен­ности. Наиболее характерным в этом плане можно считать Леонардо Бруни Аретино, гражданский гуманизм кото­рого выражался в создании концепции республиканизма, согласно которой демократия и свобода являются естест­венной формой человеческой общности, а служение обществу, родине, государству — важнейшим долгом че­ловека-гражданина. Бруни не противопоставляет открыто античную философию католической доктрине, признает сходство языческой этики с христианской, подчеркивая различия в понимании ими цели жизни: у христианских писателей это проблема потустороннего существования, а у языческих — счастье земного бытия37.

Гражданский гуманизм был одним из существенных течений итальянского Возрождения периода его зрелости. Социальные проблемы, выдвигавшиеся представителями этого течения, расширили характеристику человека и его достоинств, что способствовало усилению и более глубо­кой аргументации идей свободомыслия.

262

Лоренцо Валла

Одним из ярких мыслителей XV в. был Лоренцо Валла (1405 или 1407—1457 гг.), выдающийся борец против средневеко­вого ортодоксального христианского мировоззрения. В основе его учения лежали идеи Эпикура и Лукреция Кара. В средние века Эпикур был под запретом, а эпику­рейцев считали свободомыслящими. Только в эпоху Воз­рождения, начиная с Петрарки и Боккаччо, его идеи по­лучают широкое развитие. Особенно они используются после открытия в начале XV в. сочинения Лукреция Кара «О природе вещей», которое являлось стихотворным из­ложением эпикурейской философии, лишенной средневе­ковых искажений. Материалистическое учение Эпикура было отвергнуто церковью, как в корне противоречащее христианству.

Античная этика Эпикура была первоклассным мате­риалом для гуманистических теорий. Эпикур видел счастье в отсутствии телесных и духовных страданий, в спокойствии и безмятежности духа. Валла, как и другой эпикуреец XV в.— Козимо Раймонди, расширяет понятие счастья и наслаждения, переходя на открыто натура­листические позиции: по отношению к наслаждению доб­родетель играет подчиненную роль. Смысл их идей — за­щита права человека на земное счастье. Об этом гово­рится в раннем трактате Баллы «О наслаждении», пере­работанном затем в сочинение «Об истинном и ложном благе». В диспуте сталкиваются стоик, эпикуреец и христианин. Фактически стоик отражает идеалы сред­невекового аскетизма. Христианин выступает за отказ от крайностей эпикурейца, порицая его за отрицание бес­смертия души. Основываясь на учении Эпикура о досто­верности чувственных восприятий, Валла рассматривает их как процесс воздействия внешней среды на органы чувств человека38. Валла отказывается от пассивного принципа Эпикура избегать страданий и призывает к ак­тивному стремлению к наслаждению, обосновывая тем самым положение о полном восприятии мира. Наслажде­ние, считает Валла, полезно человеку, и тот должен стре­миться к максимальному наслаждению; главным жизнен­ным стимулом является личный интерес, польза для себя. Теория полезности соответствовала периоду раннекапи-талистических отношений в Италии и будет развита бур­жуазными философами последующих столетий — Локком, Гельвецием и др.

Валла выдвигает положение о благожелательном и любовном отношении людей друг к другу, исходя из

263

принципов взаимополезности: взаимоотношения людей в мастерской, школе, семье, государстве должны строить­ся на основе полезности. Эта теория подрывала устои средневековой христианской ханжеской морали. В эти­ческом учении Баллы нет места нравственным принципам официального христианства и церкви, проводящей их в жизнь: Балла отбрасывает феодально-христианский принцип общения с богом в качестве конечной цели чело­века, так как эта цель, согласно его учению, состоит в на­слаждении. Несмотря на попытки примирить свое эти­ческое учение с христианством, Балла фактически исклю­чает бога из человеческой морали, сохраняя за ним лишь функцию создателя благ: бог должен быть любим не сам по себе, а как источник благ.

Такое ярко выраженное свободомыслие вело к критике церкви и религии. Особенно это прозвучало в трактате Баллы «Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина», много веков слу­жившей официальным подтверждением прав папства на светскую власть в Италии и во всей Западной Европе. Разоблачение «Константинова дара» было сделано в ин­тересах неаполитанского двора, но выросло в критику ос­нов светской власти папства. Для доказательств Балла пользуется методами исторической и филологической критики, вскрывая грубые ошибки и нелепости, а также обороты речи, не свойственные временам Константина. Балла выступил с требованием отказа папы от светской власти. «Можем ли мы признать законной самую основу папской власти, если мы видим, что папская власть явля­ется причиной столь страшных преступлений, столь гро­мадных и столь разнообразных бедствий?.. Деньги, гнус­ным образом похищенные у порядочных людей, он тратит еще более гнусным образом... Нигде нет ни веры, ни свя­тости, ни страха божьего... Папа и его приближенные яв­ляют пример всяческих злодеяний...»39 За этот и другие антицерковные трактаты Балла был отдан под суд неапо­литанской инквизиции, и лишь заступничество короля спасло его от наказания.

Альберти

Однако свободомыслие в XV в. при­обретало формы не только резкого и открытого протеста, но и спокойного, гармоничного обоснования нового мировоззрения, не менее опасного для ортодоксального средневекового христианства. Об этом свидетельствует творчество Леона Баггисты Альберти (1404—1472 гг.) —выдающегося деятеля науки и искус­ства. В отличие от многих гуманистов Альберти писал

264

свои трактаты не на латыни, а на итальянском языке. Основываясь на античной философии, он выдвигает уче­ние о человеке и его месте в мире. Отказываясь от понятий схоластики, Альберти разрабатывает проблему детерми­нированности человеческой воли и его действий, естест­венных закономерностей в природе. Природа, т. е. бог, считает он, создала человека и божественным и смертным, она дала ему ум и память — эти божественные свойства. Разумное начало, по его убеждению, составляет отличи­тельную черту человека, гармонически сочетающего в себе земное и небесное.

Проблему свободы воли человека Альберти трактует по-новому, не на основе христианской традиции. Все люди, писал он, созданы природой для сохранения лучших че­ловеческих качеств, которые являются не чем иным, как хорошо организованной природой. Человек способен про­тивостоять судьбе, и силы для этого ему дают здравый смысл, воля и разум. Надеяться на всевышнего не стоит, говорит он в диалоге «Религия», так как ему не прили­чествует изменять свою божественную волю, к тому же боги заняты более важными делами и им некогда разби­раться с мелочными людскими мольбами, поэтому надо полагаться на себя.

Альберти создает теорию гармонии, сочетания в чело­веке души и тела, которые являются главной собствен­ностью человека. Он может достигнуть счастья путем по­лезной деятельности, добродетельной жизни и угодности богу. Такое положение, казалось бы, не расходится с христианской доктриной, но у Альберти фактически речь идет о земном счастье. Он призывает к активному твор­честву, труду. «Искусство жить постигается в делах!»— провозглашает он. Человек рожден, чтобы быть полезным себе и другим; главной для Альберти является проблема земного существования, бытия.

Бог, в рассуждениях Альберти,— это потусторонний абстрактный идеал человеческих стремлений к совершен­ству, поэтому, кто заслужил за свои действия похвалу людей, угоден и богу. Идеи Альберти оказали значитель­ное влияние на искусство Возрождения. Его свободомыс­лие по своей сути противоположно христианской морали, оно основано на вере в безграничные способности и твор­ческую силу человека40.

Возрожденческий неоплатонизм

Перелом в мышлении эпохи Возрождения отмечен обращением к Платону и отказом от Аристотеля, что наметилось еще на раннем этапе Возрождения, у Петрарки. Во второй

265

половине XV в. этот поворот приводит к созданию нового мировоззрения — возрожденческого неоплатонизма, от­личного как от античного, так и от средневекового. Его основоположником был Марсилио Фичино (1433— 1499 гг.), глава флорентийской Платоновской академии, который перевел с греческого на латинский язык многие сочинения Платона и неоплатоников. Свою «Платонов­скую теологию» он посвятил коренным вопросам бытия, создавая общую картину мира, отличную от официальной католической доктрины41. Бог — это всеобщая природа вещей, считал Фичино. Материю он рассматривал как од­ну из ступеней бытия, обладающую свойственными ей си­лой и качеством, хотя главной категорией его иерархи­ческой структуры бытия является душа, которая движет всем и дарует жизнь телам. Мировая душа — главное обозначение природы у Фичино. Его иерархическая структура бытия отображает естественный порядок все­ленной, хотя Фичино и не дошел в своей теории до панте­изма, так как у него не бог растворяется в мире, а мир в боге. Гармония Фичино также еще не достигает диалек­тического единства противоположностей даже в той фор­ме, которая была открыта в его время. Неоплатонизм Фи­чино признавал не только обожествление мира, но и че­ловека, которое достигается в его творчестве. В трактате «О христианской религии» он пытался примирить христи­анство со своим неоплатоническим гуманизмом и пришел к идее всеобщей религии, в которой христианство пред­ставляет лишь одну из ее форм, хотя, как он считал, и высшую. Это приводило к узаконению веротерпимости, к признанию других религиозных культов как выражения истины. Всеобщая религия сводилась к всеобщей муд­рости, что давало повод для оправдания и античной фи­лософии. Теория флорентийского неоплатонизма подры­вала официальную католическую религию.

С флорентийской Платоновской академией была свя­зана и философия Джованни Пико делла Мирандолы (1463—1494 гг.), не лишенная средневековых истоков. Пико считал, что все не сотворено богом, а лишь проис­ходит от бога, а это уже было отступлением от ортодок­сального христианства. Бог, считал он, произвел лишь бестелесное начало мира, его образ, а мир вещей возник из хаоса, из материи. Он так же, как и Фичино, признает гармонический прекрасный мир, но уже более реальный, не лишенный противоречий. Красота, считал он,— это дружественная вражда и согласный раздор. Бог у Пико -это мир в его совершенстве, и в нем особое место занимает

266

человек, достоинство которого не столько в способностях к славным деяниям, сколько в свободе выбора. Тезис о том, что человек создан богом по своему образу и подобию, получает у Пико своеобразный оборот: бог поставил человека в центре вселенной, где он находит место при помощи собственного деяния и сознательного выбора4 .

Человек, согласно Пико,— свободный творец собст­венной природы, он и создан богом для того, чтобы было кому оценить смысл большой работы мастера — бога и восхититься ее размахом. Это приводит к подрыву ортодоксальной веры: в своем учении о счастье человека Пико настаивает на том, что его поведение на пути к выс­шей цели определяет не вера, а философия43. «О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет!»44 - провоз­глашал Пико.

Неоплатонизм Фичино и Пико привел к перетолкова­нию христианского идеала, который был переосмыслен и переработан, утратив свой ортодоксальный средневеко­вый смысл. Идеи неоплатонизма оказали значительное влияние на развитие гуманистической мысли и художест­венного творчества позднего Возрождения.

Возрождение в других странах

Как уже отмечалось, Возрождение Европы было общеевропейским явлением, хотя Италия и была главным регионом его проявления, а итальянское свободомыслие — наиболее ярким его вы­ражением. Не только влияние Италии на другие страны Европы, но и взаимовлияние разных европейских стран этого периода было характерно для эпохи Возрождения, которая привела к образованию общеевропейской воз­рожденческой интеллигенции. Примером может служить немецкое Возрождение, подарившее плеяду гуманистов-свободомыслящих в XIV — XV вв.

В XIV в. в Германии возникло одно из оппозиционных католицизму течений, возглавленное обвиненным в ереси Мейстером Экхартом (1260—1327 гг.). Его учение о двух истинах было направлено не только против католической ортодоксии, но и против различных средневековых схо­ластических представлений. Он считал, что душа — это форма тела, что ее божественная часть — это искра души. Данный тезис свидетельствовал о его пантеистической концепции. Кроме того, Экхарт говорил о высокой роли человека, в котором бог не только нуждается, но и служит ему. Такой антропоцентризм его воззрений приводил к отрицанию им традиционного христианского представ­ления о ничтожестве человека перед богом. Его последо-

267

ватель Иоганн Таулер (ок. 1300—1361 гг.), формально выступивший в рамках католической ортодоксии, развил идеи Экхарта. Свое учение он посвятил самосовершенст­вованию человека, который может непосредственно об­щаться с богом, что противоречило посреднической роли церкви между богом и человеком.

Для этого времени характерна и фигура нидерландца Яна Рейсбрука, который, отодвигая бога в иную катего­рию высшего принципа, считал, что он стоит над всем и частью его не может быть ничто и никто. Таким образом, и душа, согласно Рейсбруку, не может быть частью бога, а лишь его отражением, зеркалом.

Некоторые немецкие мыслители XIV в., например Герт Грооте, в стремлении укрепить авторитет церкви высту­пали с резкой критикой священников, обвиняя их в раз­вращенности и забвении заветов истинной церкви45.

Наиболее значительным немецким мыслителем XV в. был Николай Кузанский, в миру Кребс (1401 —1464 гг.), творческое наследие которого имело общеевропейское значение. Некоторые его сочинения могут рассматривать­ся как шедевры гуманистической философии, а его труды по математике и астрономии — как первоклассные трак­таты для своего времени.

В трактате «О всеобщем согласии» Николай Кузан­ский выдвигает тезис о единстве противоположностей. Он выступает с крайне опасной для папства теорией, согласно которой император является общим отцом вслед за богом и наместником его на земле. Главными пороками церкви он объявляет ее посягательства на власть, отказ от христианского смирения, стремление к земным богатст­вам. Как и Лоренцо Балла, с которым он был связан многолетней дружбой, он считает «Константинов дар» фальшивым документом и великим заблуждением. Нико­лай Кузанский выступает против продажи духовных дол­жностей, папского непотизма и незаконных браков свя­щенников.

Николай Кузанский развивал представление о бо­жественной природе души, которую можно и нужно со­вершенствовать. Он считал, что вера дополняет знание и основана на знании, что простой человек имеет право на самостоятельное мнение по теологическим вопросам, а это впоследствии приведет к мирской теологии реформацион-ного периода. Хотя и недостаточно последовательно, он пришел к пантеистическому утверждению единства бога и Вселенной, к положению о великой, хотя и ограничен­ной, силе человеческого разума. Первый гуманист зааль-

268

пийской Европы, Николай Кузанский был предтечей Га­лилея и Леонардо да Винчи.

В отличие от Николая Кузанского его современник Родольф Агрикола (Гюйсман) считал, что посредством огромного напряжения человеческого мышления, разума можно в полной мере познать мир. Философию он рас­сматривал как высшую науку, без которой богословие не имеет перспективы. Теории Агриколы достигают уровня Пико делла Мирандолы.

Созданию международной атмосферы свободомыслия способствовал такой гуманист, как Эразм Роттердамский (1469—1536 гг.), автор знаменитой «Похвалы глупости», «Разговоров запросто», создавшего также в своей поэзии новую, гуманистическую систему мировоззрения, в кото­рой главное — человек. Эразма нельзя назвать только нидерландским мыслителем не только потому, что его де­ятельность протекала в Нидерландах, Англии, Германии, Швейцарии, Италии, но главным образом из-за широкого диапазона его влияния на европейское мышление XVI в. Восстановление им подлинных текстов Нового завета и сочинений «отцов церкви» оказало огромное влияние на научную критику Библии, что имело большое значение для возрожденческого свободомыслия в масштабах всей Ев­ропы. Рассматривая христианскую религию как этап раз­вития человечества, Эразм указывал на ее античные ис­токи. В своих сатирах он беспощадно бичевал богословов, критиковал обрядовую сторону католической церкви, хотя и был противником Реформации.