Амусин И.Д.
Амусин Иосиф Давидович.
Амусин Иосиф Давидович - известный советский историк, гебраист, специалист по Кумрану, папиролог, доктор исторических наук.
Родился 29 ноября 1910 года в Витебске. В 1925 году И.Д.Амусин приезжает в Ленинград, где поступает в экономический техникум и устраивается работать чернорабочим. Помимо работы и учебы, начинает посещать еврейскую библиотеку, где знакомится с разными еврейскими деятелями.
Политическая ситуация в стране обостряется, и в связи с этими знакомствами И.Д. Амусина арестовывают, и в 1927 году высылают из Ленинграда в ссыльные лагеря в Западной Сибири. Там он знакомится с "опальной" русской интеллигенцией, в том числе - с Д.С.Лихачевым, и через них приобщается к русской культуре.
Через пять лет Иосифу Давыдовичу дают право на переезд в Казань. Затем переезжает в Москву и устраивается на работу счетоводом на Весово-кассовый завод, а затем, в 1935 г он поступает на исторический факультет ЛГУ.
После тяжелой болезни в 1953-54 гг. И.Д.Амусин находит себе “тихую пристань” – место референта у академика Тюменева в Институте археологии в Ленинграде. После смерти Тюменева в 1959 г. Амусин был принят, по ходатайству В.В.Струве, в отдел Древнего Востока Института востоковедения АН СССР, где и проработал до конца своих дней (12 июня 1984 г.). В ИВ АН И.Д. защитил докторскую диссертацию, написал главные свои работы, свои книги, стал маститым ученым.
Со второй половины 50-х гг. И.Д.Амусин основное внимание уделял рукописям из окрестностей Мертвого моря, находки которых положили начало новому направлению в исследовании истории древнего мира – кумрановедению. По вполне понятным причинам он не мог участвовать в археологических раскопках в Палестине и не работал с оригиналами кумранских находок. Он был лишен непосредственного контакта с большинством своих европейских коллег, хотя со многими из них вел научную переписку. Несмотря на все эти ограничения, И.Д. смог внести значительный вклад в кумранистику. Помимо многочисленных статей, посвященных общим и частным проблемам, его перу принадлежат основополагающие монографии: “Рукописи Мертвого моря”, “Тексты Кумрана”, “Кумранская община”. В его трудах на широком историческом фоне показано место кумранской секты в идеологической жизни Ближнего Востока и общественно-политической борьбе конца I тысячелетия до н.э. И.Д.Амусин глубоко и обстоятельно проанализировал идейное содержание кумранских документов, обращая особое внимание на соотношение и взаимосвязь ессейства и раннего христианства.
Поистине ювелирная работа над текстами позволила И.Д.Амусину убедительно расшифровать реальное историческое содержание многочисленных иносказаний в кумранских комментариях на книги библейских пророков. Для людей, просто интересующихся историей и религией, очень важны его “научно-популярные” книги, написанные для широкого круга читателей.