Гараджа В.И. - Социология религии / Приложения / Темы семинарских занятий

Темы семинарских занятий

Тема 1. Религия и социальная интеграция

• Теория Э. Дюркгейма: каким образом тотемизм обеспечивает "механическую солидарность" примитивного общества? Решает ли религия проблему интеграции ("органической солидарности") секулярных плюралистических обществ?

• Теории функционалистов: роль религии в преодолении кризисных ситуаций; "ритуализация оптимизма"; смерть и реинтеграция группы (Б. Малиновский); А.Р. Рэдклифф-Браун о взаимосвязи социальной структуры, религии и индивида; "отношения оппозиции" как специфический тип интеграции; нтегративная функция тотемизма; роль мифа и ритуала в сакрализации норм поведения.

• Теория Т. Парсонса: понятие и способы социетальной интеграции; религия как функциональная универсалия, средство легитимации нормативной системы.

• Критика функционалистской интерпретации религии; дезинтегративные следствия религии в определенных типах социальных структур (Р. Мертон).

Основная литература

1. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа и Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 111-145,438-441,469-471.

2. Мосс М. Очерк о природе и функции жертвоприношения // Социальные функции священного. СПб., 2000.

3. Леви-Стросс К. Предисловие к трудам Марселя Мосса// М. Мосс. Социальные функции священного. СПб., 2000. С. 409-435.

4. Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в первобытном обществе. М., 2001. Гл. 4,6-8.

5. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магия, наука, религия. М., "Рефл-Бук", 1998. С. 19-91.

6. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. С. 243-252.

331

7. Парсонс Т. Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 170-190.

8. Пирсоне Т. (edit.) Американская социология сегодня. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. Введение (с. 25-36) и заключение (с. 360-378).

9. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 379-448.

10. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. Гл. 6,11.

Дополнительная литература

11. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Ч. II.

12. Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998. Ч. 1. Гл. 1-3.

13. Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000.

14. Йингер Дж. Функциональный подход к религии // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 161-170.

Тема 2. Социология религии М. Вебера: магия и религия как способы рационализации человеческой деятельности

• М. Вебер о смысле и социальной функции магически мотивированных действий. Понятие харизмы. Символически рационализированное действие и мифологическое мышление.

• Смысл и цель религиозного поведения. Каким образом на смену магии приходит религия, на смену колдовству - религиозный культ, на смену колдуну - священник? Табу и религиозная этика. Понятие греха.

• Пророчество, священство и община (миряне) как носители систематизации и рационализации религиозной этики. Пророчество и учение. Проповедь и забота о спасении души как средства воздействия на жизненное поведение людей.

Основная литература

1. Вебер М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М., 1994. Пар. 1-6. С. 78-138.

Дополнительная литература

2. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магия, наука, религия. М., 1998. С. 19-91.

3. Мосс М. Набросок общей теории магии // Социальные функции священного. СПб., 2000. С. 107-229.

4. Леви-Стросс К. Магия и религия // Структурная антропология. М., 1983. Гл. IX-X. С. 147-182.

5. Лич Э. Теории магии и колдовства // Культура и коммуникация. М., 2001. С. 37-42.

332

Тема 3. Социальная стратификация и религия

• Сословия и классы в их отношении к религии. Социальное неравенство и религия. Теодицея. Массовые религиозные движения и эзотерическая религиозность("религии интеллектуалов"). Милленаризм.

• Религиозный образ жизни. Спасение и возрождение.

• Кастовая система как религиозно обусловленная система социальной стратификации.

• Социальный статус и религиозная принадлежность.

• П. Сорокин о "религиозном расслоении" и "религиозных перегруппировках". Социальная мобильность и религия.

• Религия и конфликт: религиозные конфликты (внутри и между религиозными группами); экуменизм; религия и политическая борьба, этнические и национальные противоречия, глобализация. Религиозный конформизм. Религиозная нетерпимость. Веротерпимость и толерантность.

Основная литература

1. Вебер М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ). М., 1994. Пар. 7-9. С. 138-191.

2. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Введение // Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 43-73.

3. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Соч. Т. 4. С. 426-427, 434-436, 449.

4. Сорокин П. Система социологии. II ч. 1920. Т. 2. (См.: Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 259-265).

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3. С. 11-39, 146.

6. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 424-437

7. Нибур Р. Почему церковь не стоит на позициях пацифизма? // Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996. С. 514-532.

Дополнительная литература

8. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С. 235-247.

9. Хоффер Э. Истинноверующий. Минск, 2001.

10. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 9. С. 273-303, 473-478.

11. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 14. С. 439-443

12. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1994. Разд. 1. Гл. 2,3; Разд. II. Гл. 1,3.

13. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

14. Дарендорф Р. Функции социальных конфликтов//Тропы из утопии. M.) 2002. С. 359-376.

333

15. Глок Ч. Индивид и его религия // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 334-339.

16. Верховский А. Политическое православие. Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001. М., 2003.

Тема 4. Религия и формы ее организации

• Различие религий по типу их "социального носителя". "Диффузные религии" и "организованные религии". Типы религиозных сообществ: община (религиозное братство), монашеский орден, тайные общества, церковь, секта и др.

• Развитие христианской общины в церковь как процесс "рутинизации харизмы" (М. Вебер). Образование иерархии, догматизация учения, конфессионализация.

• Церковь и секта как различные "социальные формы выражения религиозной идеи" (Э. Трёльч) и альтернативные принципы религиозной организации.

• Типология религиозных организаций, ее развитие: Вебер и Трёльч, Р. Нибур, Г. Беккер. Понятия "церковность", "воцерковление". "Внецерковная религиозность". Дилемма институализации религии.

• Церковь и государство. Исторические формы и современные модели отношений между церковью и государством.

• Роль депривации в возникновении религиозных групп (Ч. Глок и Р. Старк).

• Социальный смысл религиозного сектантства как "подпольного мира" девиантных значений, ограждаемых от контроля со стороны общества.

Основная литература

1. Вебер М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М" 1994. С. 123-128.

2. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 10-13.

3. Трёльч Э. Социальные учения христианских церквей и групп // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 226-238.

4. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Избранные произв. М., 1990. С. 273-292.

5. Пирсоне Т. Система современных обществ. М., 1997.

334

Дополнительная литература

6. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 467-470.

7. Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М., 1985. С. 88-196.

8. Гарнак А. Монашество в восточном и западном обществе // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 238-56.

9. Гараджа В.И. "Церковь", "церковность" // Социологическая энциклопедия. В 2 т. М.,2003.

10. Андреева Л.А. Религия и власть в России - М., 2001.

11. Шмеман А. Русское православие//Исторический путь православия. М., 1993. Гл. 7. С. 340-388.

12. М. Штерин. Взаимоотношения между церковью и государством и религиозное законодательство в России в 90-е годы // Старые церкви и новые верующие / Под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. М., 2000. С. 182-208.

13. Рендторф К. Власть свободы. Отношение протестантизма к государству и демократии// социально-политическое измерение христианства /Под ред. С.В.Лезова. М., 1994.

Тема 5. Религия, социальная структура и социокультурная динамика

• Содержание и социальный смысл "спасения"; пути к спасению и их влияние на образ жизни.

• Этические религии и мирская жизнь:

а) хозяйственная этика мировых религий, их роль в мотивации трудовой деятельности и предпринимательства; влияние европейской Реформации на хозяйственную культуру буржуазного общества; православная этика и хозяйственная деятельность;

б) отношение религий спасения к политической деятельности - власти и политическому насилию, государству, войне; западное христианство и демократия, формирование плюрализма и гражданского общества;

в) этика религий спасения и половая жизнь.

• Религия и социокультурная динамика:

а) П. Сорокин о религии как культурной системе, ее содержании и уровнях - идеологическом, поведенческом и материальном. Культурная система религии как часть целого - "суперсистемы" культуры чувственного, рационального или интегрального типа;

б) взаимодействие религии с другими культурными системами (языком, искусством, наукой, философией, этикой, правом), светской культурой. Мировые религии как компонент циви-

335

лизационных систем, как фактор социокультурной интеграции и взаимодействия культур. Духовность религиозная и духовность светская. Христианство и ценности индустриального общества;

в) процесс секуляризации в европейской истории Нового времени. М. Вебер о "расколдовании мира", его движущих силах и социокультурных последствиях, о кризисе монотеизма и политеизме плюралистического общества. П. Сорокин о разрушении "чувственной системы" западной культуры как сущности "кризиса нашего времени", борьбе двух тенденций в религии;

г) переход от традиционного общества к современному и изменения в религиозной сфере. "Конфликт культуры" и разложение традиционных религиозных институтов" (Г. Зиммель). Нетрадиционные формы религиозности. "Гражданская религия" (Р. Белла). Новые религии. Фундаментализм как реакция на процессы модернизации и глобализации в современном обществе. Десакрализация жизненного мира современного человека (Д. Белл) и феномен религиозного "возрождения". Теории секуляризации (П. Бергер, Д. Белл, Р. Белла). Возможности влияния религий на современное общество (на локальном, региональном и мировом уровнях). Религиозные социальные учения. Масштабы и социокультурное значение современных типов нерелигиозного сознания.

Основная литература

1. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М., 1994. Пар. 9-12. С. 188-280.

2. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира//Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 7-38.

3. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества. М" 1994. С. 43-73.

4. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произв. М., 1990. С. 707-735.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произв. М., 1990. С. 44-208.

6. Зиммель Г. Проблема религиозного положения // Избранное. Т. 1. М., 1996. С. 651-661.

7. Белла Р. Социология религии // Американская социология сегодня. Проблемы, перспективы, методы. М., 1972. С. 265-281.

8. Белла Р. Привычки сердца // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 677-699.

9. Пирсоне Т. Система современных обществ. М., 1997.

10. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 526-543.

336

Сорокин П. Кризис нашего времени//Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. С. 427-504.

Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 699-703. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. Бергер П. Еретический императив // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 339-364.

Булгаков С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 348-367.

Дополнительная литература

Бурдье П. Разложение религиозного // Начала. М., 1994. С. 147-155. Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов / Под ред. А.А. Яковлева. М.,1989.

Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий // Теология культуры. М" 1995.

Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994. Кокс X. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологической перспективе. М.,1995.

Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. Рябов А.В. и др. М., 2003. Гл. 3, 4. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом обществе в постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. СПб.; М., 2000. Религия и идентичность в России / Сост. и отв. редактор М.Т. Степанянц. М., 2003.

Филатов С., Лункин Р. Конец 90-х: возрождение религиозной нетерпимости // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской и А. Малашенко. М., 1999.

Религия и общество: Очерки религиозной жизни в современной России / Отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. М.; СПб. 2002.

Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001.

Основы социальной концепции РПЦ// Информ. бюлл. ОВЦС Московского патриархата. № 8. 2000.