Через сомнение - к мудрости

Российскому читателю предлагается перевод еще одного сочинения выдающегося представителя современной американской культуры и международного движения светских гуманистов, директора Центра исследований, профессора Пола Куртца1. Значимость трудов П. Куртца определяется не только их научной и философской ценностью, но и тем, что в них с наибольшей силой выражается стратегия тех организаций мирового сообщества, которые преданы ценностям науки, социального прогресса, демократии и фундаментальным моральным добродетелям. Современная культура, объективно ставшая единым целым, отмечена вместе с тем невероятной пестротой, плюрализмом и противоречивостью. Она предельно динамична, ее влияние как огромного конгломерата идей и информационного феномена становится с каждым днем все более мощным в отношении как индивида, так и широких масс людей.

Россия находится сегодня в одном из культурных водоворотов, в состоянии перехода, колебаний между «плохим» и «хорошим» старым, с одной стороны, и «плохим» и «хорошим» новым — с другой. В этих условиях так важен учет позитивного отечественного и мирового опыта, позволяющего избежать лишних ошибок либо смягчать существующий «негатив» в экономике и политике, в социальной и частной сфере человеческих отношений. Исторический опыт России последнего столетия говорит о том, что наше восприятие мировой культуры было весьма односторонним. Еще более однобоким, даже узким и слепым было «претворение в жизнь» некоторых западных идей. Но и сегодня мы так же неупорядоченно, фрагментарно и некритично изучаем и воспринимаем то, что наработали другие народы за то время, когда мы жили иллюзиями в условиях тотальной большевистской диктатуры.

Одним из существенных пластов мирового опыта, в России не воспринятого, не понятого и уже потому не освоенного, оказался гуманизм, который, как выяснилось, не исчез, не провалился в дыру ницшеанства и догматизированного ленинизмом марксизма. Он успешно рос и плодо-

1 К настоящему времени на русский язык переведены книги П. Куртца «Искушение потусторонним» (М.: Академический проект, 1999), «Запретный плод: Этика гуманизма» (Изд. 2-е. М.: РГО, 2002), «Мужество стать: Добродетели гуманизма» (М.: РГО, 2000). Журнал «Здравый смысл» регулярно публикует статьи и эссе П. Куртца. Его работы опубликованы также в сборниках статей «В защиту разума» (М: РГО, 2003; статья «Наука, критическое мышление и новый скептицизм», с. 136-153), «Современный гуманизм: Материалы и исследования» (М.: РГО, 2000. «Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму», с. 28-66; проект этого документа был подготовлен П. Куртцем), «Социальные болезни: Мафия, терроризм, тоталитаризм» (М.: РГО, 2004; статья «Гуманизм и скептицизм — планетарные парадигмы третьего тысячелетия», с. 124-143).

5

творно трудился в Европе и Азии, в Австралии и на других континентах, делая свое благородное дело скромно, не претенциозно и подчас просто незаметно. Он оказался единственным универсальным мировоззрением, не несущим ни обществу, ни человеку политических, религиозных и иных конфликтов и вражды. Его ценности постепенно образовали фундамент как современных демократий, так и международного права, движений за права человека и охраны окружающей среды. Соответствие планетарного гуманизма основополагающим потребностям человечества стало очевидным, когда возникновение мирового сообщества стало свершившимся фактом.

Гуманизм сегодня — это мощное коллективное мировоззрение и образ жизни наиболее сознательных и общественно активных мужчин и женщин планеты. Признаками современного гражданского или светского гуманизма являются ориентация на научную картину мира, свободомыслие, основные общечеловеческие морально-правовые ценности и критическое мышление. Всего этого так не хватает нынешней российской культуре, общественному мнению и личной позиции большинства россиян!

Вот почему работа П. Куртца представляется столь нужной, актуальной и полезной. Она ничего не обещает и ни к чему не призывает. В ней нет таких привычных, одновременно пугающих и манящих универсальных рецептов, обещаний всего и сразу, броских лозунгов и прочей демагогии, к которой тянутся и от которой не могут отказаться наше подсознание и психология. В ней нет и декаданса и зауми, столь сладких нашей вконец заморочившей себя гуманитарной интеллигенции, погрязшей во всякого рода постмодернистской экзотике. Эта книга практична, серьезна, искренна и реалистична. Она исполнена размышлений, в ней много оставленных открытыми вопросов и сомнений. Но в ней же есть сильная и добрая воля, устремленность к истине, желание поделиться с читателем результатами поисков настоящих ценностей жизни. И самое важное — она предлагает определенные методы, подходы к жизни, указывает способы мышления, отношения и оценки, которые в силу своего реализма могут оказаться весьма и весьма эффективными, успешными во всех областях нашей деятельности — познавательной и правовой, частной и общественной, моральной и эстетической. Книга Куртца о «новом скептицизме» обращена не только к специалистам в области философии, этики, науковедения и религии. Она обращена ко всем нам, к человеку в его реальных ситуациях, когда необходимо думать и принимать решения, когда нужно совершать поступки и делать что-то конкретное. Эта книга — о сомнении и свободе, о разуме и достоинстве человека, о его праве на ошибку и на достойную творческую жизнь.

Могу предположить, что многое в этой книге будет для российского читателя необычно. В ряде случаев ему будет трудно воспринимать ло-

6

гику рассуждений и идеи американского ученого, поскольку наши традиции мышления во многом отличны от тех, к которым принадлежит автор. Но это, возможно, будет только стимулировать интерес к предлагаемому тексту. Что может быть увлекательней, чем познание нового? Можно предположить и то, что многое будет принято и одобрено непредвзятым читателем, поскольку вся книга проникнута духом научной добросовестности, человечности и бескорыстной любознательности, она открыта читателю, она написана умным и искренним человеком. Ее идеи, при внимательном чтении, не представляются сложными и отвлеченными. Пожалуй, единственной трудностью может быть усвоение некоторых терминов (что было особой проблемой для переводчика и за что он несет большую долю ответственности). Но смысл этих терминов разъясняется как самим автором, так и редактором в подстрочных примечаниях.

У меня есть надежда, что подробный разбор этого сочинения будет дан в рецензиях специалистов: ведь по существу в нем разрабатывается круг проблем, которые оказались вне поля зрения российских философов и культурологов. Это и проблемы активистской и эффективной теории познания, и философского натурализма, вопросы научных методов мышления, синтеза этики и рациональности, исследования паранормальных верований, проблема новой парадигмы культуры и многие другие. Заслуживает обсуждения и концепция евпраксофии, предлагаемая Полом Куртцем.

И все-таки не это главное. Главное в том необычном для нас торжестве здравого смысла и человечности, которое составляет психологическую, жизненную суть мировоззрения одного из выдающихся представителей современного гуманизма. Я бы назвал эту книгу лучшим лекарством от пессимизма и уныния, заблуждений и самообмана, от иллюзий и беспочвенного фантазерства, от многого того, что еще так мешает россиянам укрепить в себе рациональные начала, оптимизм, волю к личному поступку и гражданскому действию, к свободной, ответственной и творческой жизни.

* * *

Как и прежде, в подготовке книги к печати принимали участие многие члены Российского гуманистического общества. Среди прочих мне хотелось бы выразить особую благодарность Александру Гарриевичу Круглову за его помощь в редактировании текста, Андрею Юрьевичу Алексееву и Евгению Сергеевичу Алексееву за помощь в переводе и компьютерном наборе текста, Николаю Федосеевичу Зюзеву за помощь в переводе заключительной главы книги, Наталье Леонидовне Васильевой за квалифицированное изготовление макета и обложки.

В. А. Кувакин, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, президент Российского гуманистического общества