Библейские чудеса

Нет сомнения в том, что упорная вера в знахарство коренится в религиозных убеждениях. В Ветхом и Новом Заветах имеются сотни ссылок на знахарство. Иисус Христос создал себе авторитет прежде всего тем, что утверждал, что он чудотворец, способный излечивать людей от необъяснимых или неизлечимых недугов. Наши знания о деятельности Иисуса полностью основываются на сомнительном источнике, т. е. Новом Завете. Послания Павла были написаны много лет спустя после смерти Иисуса. Павел не был прямо знаком с ним. Евангелия также были написаны, скорее всего, спустя 35-70 лет после смерти Иисуса. Большая часть Нового Завета передавалась устно, а точность такой передачи весьма ненадежна. Так как никто из авторов Евангелий не знал Иисуса непосредственно, сообщения о случаях исцеления им посредством внушения основываются на свидетельских показаниях из вторых и даже третьих рук. Любые другие непосредственные или более ранние сведения о деятельности Иисуса или его высказываниях утеряны.

Евангелие от Матфея повествует, что слава Иисуса широко распространилась, «...и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Матф. 4: 24-25). Мы читаем следующее сообщение о его целительстве: «Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот, подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Матф. 8: 1-4).

К сожалению, к настоящему времени нет возможности подтвердить, что а) человек был болен проказой или страдал от каких-то других болезней или б) что он был излечен немедленно и навсегда.

Согласно Матфею, когда Иисус вошел в Капернаум, к нему подошел сотник и попросил помощи. «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Иисус говорит ему: «Я приду и ис-

170

Библейские чудеса. Иисус, исцеляющий больных. Гравюра Г.Доре. Фрагмент

целю его». Сотник же отвечая сказал: Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой... И сказал Иисус сотнику: иди и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот же час» (Матф. 8: 6-8, 13). Здесь опять

171

же нет никаких указаний на то, в каком состоянии находился мальчик, от чего он страдал, ничего не сказано о лечении.

Мы читаем далее: «Пришед в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке. И коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им» (Матф. 8:15-16). Страдала ли она от гриппа, перемежающейся лихорадки или это была более серьезная болезнь? Ни слова об этом в Евангелии не сказано. В следующем разделе мы читаем: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных» (Матф. 8:16).

Авторы Нового Завета связывают болезни с одержимостью дьяволами. Было сказано, что Иисус изгнал дьявола из двух бесноватых и послал их в «стадо свиней», которое бросилось с кручи в море и утонуло. Здесь говорится и о двух «сумасшедших», вылечившихся от своей болезни. Едва ли это точный диагноз их психических расстройств. Может ли это быть принято всерьез современным читателем?

Дальше мы читаем, что «принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Матф. 9:2). Потом повернулся и сказал расслабленному: «...встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (Матф. 9: 6-7). Был ли этот человек частично парализован и мог ходить или ковылять или он был парализован полностью? И если верно последнее, то не был ли паралич обусловлен истерией или какими-то другими психосоматическими обстоятельствами?

В других рассказах Иисус якобы вылечил женщину, «двенадцать лет страдавшую кровотечением». И нам говорят, что Иисус вылечил ее мгновенно, когда она «прикоснулась к краю одежды Его» (Матф. 9:20). Аналогичным образом рассказывается о двух слепых, которым он вернул зрение, и о немом, к которому вернулась речь, когда «дьявол был изгнан». Новый Завет постоянно сообщает, что Иисус изгонял демонов. По словам фарисеев, «Он изгоняет бесов не иначе как силою веельзевула, князя бесовского» (Матф. 12: 24). Тогда мы вправе спросить: каковы были симптомы, от которых страдали пациенты, и насколько надежны рассказы об их выздоровлении?

В Евангелии от Марка, которое, видимо, предшествовало трудам Матфея, мы встречаем подобные рассказы об излечении внушением. «И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку» (Марк 3:1). Иисус сумел «восстановить» руку. Какова была болезнь, от которой страдал человек? Был ли это врожденный дефект или излечимая болезнь? Лука рассказывает, что Иисус вылечил человека, страдавшего водянкой - скоплением избыточной жидкости в

172

Библейские чудеса. Исцеление расслабленного

организме (Лк. 14:1-4). И снова нет ни диагноза, ни последующего описания метода лечения.

Один рассказ об излечении Иисусом методом внушения является особенно трогательным, так как складывается впечатление, что больной страдал эпилепсией. В Евангелии от Марка мы читаем, что отец описывает Иисусу симптомы болезни его сына. «Он одержим духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами, и цепенеет...» (Марк. 9:17-18). По-видимому, ученики Христа не смогли помочь этому мальчику и изгнать злого духа. Отец рассказал Иисусу, что мальчик был таким с детства. Иисус изгнал нечистого духа: «...Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него! И вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый... Но Иисус, взяв его за руку, поднял его, и он встал» (Марк. 9:26-27). Позднее Иисус говорит своим ученикам, что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Марк

173

9: 29). Был ли этот мальчик на все время излечен от эпилепсии или припадки просто прошли? Если это была эпилепсия, то совершенно очевидно, что лечение не могло быть результативным, так как эта болезнь не является психосоматической.

Внимательное чтение рассказов о лечении внушением, имеющихся в Новом Завете, может вызвать только скептицизм. Мы имеем дело с весьма примитивной кочевой и сельскохозяйственной цивилизацией, которая мало что знала о причинах болезней или о психотическом поведении и обладала только зачаточными средствами терапии. Ни одно из этих чудодейственных исцелений не документировано надлежащим образом. В тех случаях, когда имел место эффект плацебо, в дело мог вступить мощный психологический фактор, приводивший к определенному улучшению, но нет никаких серьезных оснований, чтобы судить о том, был ли точным диагноз и было ли выздоровление постоянным, или оно было обусловлено естественными психологическими факторами, или действительно было сверхъестественным. В любом случае библейские рассказы являются неадекватными. Есть ли только один ответ на вопрос об исцелении исключительно актом веры? Можно ли утверждать, что если человек верит в Бога и Иисуса как божественное существо, то все это могло быть на самом деле, включая чудодейственные исцеления? Но как мы можем принять все эти рассказы в свете современной медицинской науки?1

Особый интерес представляет тот факт, что многие люди, скептически относящиеся к паранормальному, говорили, что не желают рассматривать религиозные вопросы, основанные в первую очередь на вере, а предпочитают иметь дело лишь с такими утверждениями, которые хотя бы в минимальной степени опираются на эмпирические данные. Но я должен сказать, что подобная позиция — это уход от ответа, и скептический метод исследования не должен произвольным образом применяться к вопросам, которые выглядят удобными для разбора, и избегать тех, которые могут затронуть «священных коров» общества. Несомненно, многие скептики находят опасным с политической или социальной точки зрения применение метода научного скептицизма к традиционным библейским утверждениям. Могу на это ответить, что Библия должна читаться точно так же, как любая другая книга, — с использованием всего арсенала научной критики, и в этом случае рассказы о лечении внушением, описанные в Новом Завете, выглядят в высшей степени сомнительными. Некоторые робкие скеп-

1 Для более полного знакомства с моей интерпретацией жизни Иисуса Христа см. работу: Пол Куртц. Искушение потусторонним (М., 1999). Гл. 7. «Миф об Иисусе». С. 138-202.

174

тики могут отказаться от вторжения в святая святых веры, избегать входить на территории традиционной гегемонии религии, но мне такая позиция представляется слишком жалкой, чтобы ее принять.