Позитивные основания атеизма
Атеизм — не просто отрицание существования Бога. Он стремится создать позитивную альтернативную концепцию бытия, вселенной. У атеизма немало аргументов в свою пользу. С исторической точки зрения, атеизм получил мощный импульс в связи с развитием науки. Я рассмотрю здесь натуралистическую или материалистическую точку зрения на природу, которая вытекает из современной науки и согласуется с ее данными.
В результате достижений научного естествознания была разработана всесторонняя концепция природы. Было установлено, что физическая картина мира не нуждается в телеологических допущениях, как то предполагали Фома Аквинский и другие средневековые мыслители, и что природа может быть объяснена с помощью законов физики и химии, биологии и астрономии, без отсылок к каким-либо сверхъестественным или оккультным причинам. Объясняющие принципы естественных наук непрерывно развиваются и изменяются в свете обнаружения новых данных и создания новых теорий. В совокупности они дают согласованную, нетеистическую общую картину мира. Натуралистическая (материалистическая) позиция во многом опирается на биологические науки и особенно на теорию эволюции, разработанную Дарвином и другими натуралистами XIX и XX вв. Вместо идеи фиксированных видов, созданных одноактным творением Бога (причем кульминацией явилось создание человека), живая при-
215
рода и мир людей могут быть описаны в категориях естественного эволюционного процесса. Аналогичным образом социальные институты и психология человека могут быть поняты с помощью установления различных закономерностей и детерминаций. Атеистические (натуралистические) космологические взгляды предлагают логически связную альтернативную интерпретацию природы, она лучше соответствует наблюдаемым фактам, в частности когда используется в качестве объясняющей модели вселенной и ее реального феномена — человека. Объем свидетельств в пользу нетеистического мировоззрения чрезвычайно обширен.
В напряженной борьбе между религией и наукой религия была вынуждена отступить почти по всем направлениям. Она проиграла в борьбе со сторонниками Коперника, Дарвина, с достижениями наук о поведении, психологии и антропологии. Веками создававшаяся и казавшаяся классической теологическая система взглядов рухнула.
Сегодня большинство теологов — если не принимать во внимание остатки упертых фундаменталистов — больше не оспаривают научную интерпретацию природы и эволюционную теорию. Но они могут, например, принимая теорию эволюции, оставлять место для религиозности. Они утверждают, что существуют два пути познания: научный и религиозный. Религия якобы объясняет «окончательное» происхождение вселенной и имеет дело с тайнами, пока еще непознанными основами существования мира.
Попытки спасти теистическую, основанную на религиозной вере картину реальности весьма сомнительны, она все больше подрывается достижениями современной науки. Сторонники ортодоксальных религиозных верований постулируют идею метафизического происхождения Вселенной; некоторые увеличивают возраст Вселенной с библейских 10000 лет до 15 миллиардов. Однако Бог все еще остается deus ex machina, временами вмешивающимся в ход истории. Претензии на такого рода знание, как я полагаю, беспочвенны и суть не более чем еще одно отчаянное усилие спасти религиозную веру. Моя основная мысль заключается в том, что, хотя натуралистическая точка зрения на мир имеет много чисто теоретических аргументов против теизма, она, кроме того, обладает огромным количеством эмпирических свидетельств в свою поддержку, так что натурализм — это не просто основание для отрицания теизма. Вне зависимости от опровержения существования Бога альтернативное натуралистическое мировоззрение заключает в себе значительный объем твердо установленных натуралистических принципов, имеющих самостоятельное конструктивное значение.
216