Безверие

Термин «скептицизм» иногда используется как синоним слов «неверие» и «безверие». Первое слово — «неверие» — означает рефлективное, обоснованное, осознанное и предполагающее мыслительную деятельность убеждение в том, что некоторые определенные утверждения являются необоснованными или неверными. Они, следовательно, не заслуживают веры. Второе слово — «безверие». Это необоснованное априорное отрицание веры без тщательного обследования ее оснований. Иногда безверие называют догматизмом. В обоих случаях, обоснованном и необоснованном, слова «неверие» и «безверие» употребляются для выражения скептического подхода к религии, теологии, паранормалистике и оккультизму.

Неверующего в отношении религии обычно называют атеистом. Атеист — это не просто нейтральный агностик. Атеист отрицает сам фундамент теизма — догмы о существовании Бога, провиденциальной цели вселенной, бессмертии души, спасении человека божьей милостью. Неверующий подвергает анализу язык, говорящий нам о метафизических сущностях и трансцендентных сферах, и показывает его неясность и даже бессмысленность. Только по этому аналитическому признаку атеистов можно зачислить в разряд скептиков. Проверяя исторические свидетельства о существовании Бога, они доказывают их ошибочность, и, следовательно, несостоятельность. Они обращаются к опыту, в котором нет ни мистики, ни чудес, ни потусторонних реальностей.

Их этическая позиция состоит в том, что мораль возможна и без веры в Бога. Неверующие критикуют суеверия — предрассудки, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. Гипотеза Бога, доказывают неверующие, недостойна человека. Этот предрассудок — фантастическое творение человеческого воображения, и он даже не заслуживает скрупулезного изучения свободомыслящими. Многих классических атеистов (таких, как Гольбах, Дидро, Маркс, Энгельс) можно отнести к категории неверующих скептиков. Все эти мыслители — материалисты. Религиозный скептицизм и неверие у них сочетаются с материалистической метафизикой. Когда же их не-

24

верие приобретает форму доктринерской веры и не основывается на рациональных основаниях, эти скептики превращаются в догматиков.

Применительно к паранормалистике, неверующие отвергают реальность пси-феномена. Они утверждают, что ESP1, визионерство, предсказания, психокинез и перевоплощение души совершенно не доказательны. Более того, все эти выдумки противоречат знаниям о материальной вселенной. Некоторые скептики отвергают паранормальные явления на априорных основаниях — эти явления, утверждают они, должны быть отвергнуты, так как противоречат хорошо изученным физическим законам. Но отказ от анализа свидетельств, приводимых сторонниками паранормальных явлений, позволяет зачислить таких скептиков в разряд догматиков. Догматиками можно считать и тех, кто утверждает, что в один прекрасный день наука достигнет завершения и даст нам окончательные формулы бытия.

В той мере, в какой этот вид неверия маскирует закрытое для новых фактов мышление, его можно считать лишь некой «контрабандной» формой скептицизма. Те, кто заявляет о своей причастности к скептицизму только потому, что не верит в существование паранормальной области явлений, не являются скептиками. Они — нонпаранормалисты. Чтобы быть скептиком, необходимо постоянно задаваться вопросом — «Почему?» Как большинство верующих судит обо всем, исходя из готовых непоколебимых убеждений, хотя в основе этих убеждений лежат неадекватный опыт и заблуждения, так же и неверующие догматики отвергают любые утверждения, если те нарушают их предвзятые мнения. Подобный скептицизм имеет много изъянов и, по-моему, неправомерен. Такие скептики — скорее догматические разоблачители, чем свободомыслящие исследователи. Они поспешно и решительно утверждают, что там-то и там-то выявлена ложь, однако при этом могут захлопнуть дверь для дальнейших открытий.