Эстетические доводы

Апелляция к эстетическим ценностям религии связана с моральными и социологическими аргументами. Многие находят, что религиозные традиции, даже будучи ошибочными и устаревшими, несут в себе элементы прекрасного и являются предметом глубокого эстетического переживания. Великолепие кафедральных соборов, мечетей и храмов вызывает чувство благоговения и преклонения. Они являются свидетельствами веры наших предков и способны тем самым вызвать сильные чувства. Религия обретает значение в драматические моменты человеческой жизни, когда люди сталкиваются лицом к лицу со смертью или несчастьем, когда думают о бренности земного су-

228

ществования. Религия, подобно музыке, живописи и литературе, возбуждает чувство прекрасного, обладает внутренней эстетической ценностью. Картины великих мастеров, выставленные в Лувре, хоралы Баха или цветные мозаики католических соборов являются выражениями творческого воображения человека и сами по себе способны быть источниками эстетического вдохновения.

Эстетическая сторона нашего существа не может пройти мимо красоты традиции, пышности и величественности ритуала причастия, молитв во время Рамадана или медитаций буддистских монахов, закутанных в шафрановые одежды. Независимо от истинности религиозных доктрин, люди могут эстетически приобщаться к религиозной традиции. Подчеркивая эту сторону вопроса, обращаясь к эстетическому аргументу, сторонники религии утверждают, что эти традиции должны быть сохранены.

Религии, несомненно, обладают определенными эстетическими достоинствами. Однако я хотел бы снова отметить, что мы имеем дело с высокой оценкой художественного элемента в религиях, тогда как в целом чувства скептиков или неверующих, находящихся, скажем, в церкви, могут сильно отличаться от переживаний верующих. Я помню, как присутствовал на службе в Русской православной церкви в Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы. На меня произвели глубокое впечатление богато украшенные внутренние помещения церкви, великолепные произведения живописи и красивое пение женского хора, головы певчих, покрытые платками, как у бабушек. Были красивы даже внушительные фигуры священников, отправлявших службу. Чувства, которые испытываешь здесь, не похожи на те, что испытываешь, слушая оперы Вагнера, отличающиеся пышностью, величием, драматичностью и мощью хора.

Ни опера, ни религиозный спектакль не являются реальностями в исходном значении этого слова. Они суть имитации реальности, нечто искусственное, но в них заложены мощный символизм и метафоричность, способные глубоко волновать людей. Нет сомнения, что искренне верующий подходит к сцене в кафедральном соборе с определенным настроем ума, не таким, как у скептика. Разыгрывающаяся в церкви драма демонстрирует ему определенные «истины», которых скептик не приемлет, — что Бог каким-то таинственным образом с помощью священника присутствует в процессе службы и слышит молитвы прихожан. Но ни один из символов, которые приемлет верующий, не несет скептическому уму ничего истинного. Фактически часть этой мистерии представляется скептику агрессивной, даже отвратительной, а не прекрасной.

229

Тем не менее, согласно эстетическому аргументу, существует определенная ценность в религиозном наследии человечества, прекрасные и впечатляющие памятники традиционной культуры должны быть сохранены. Скептик может высоко ценить все формы искусства, как светские, так и религиозные, но ни в одной из них он не склонен видеть ни мистической значимости, ни онтологического статуса. Центральным вопросом для скептика является вопрос о соотношении между истинным содержанием символа и его эстетической значимостью. Будет ли система верований и практик продолжать оказывать мощное влияние на людей, если отбросить все утверждения о ее истинности? Если система верований рассматривается как мифологическая и понимается как таковая, то будет ли она, несмотря на это, продолжать удовлетворять религиозные нужды человека? Одно дело рассматривать произведение искусства как искусство и оценивать его эстетические достоинства; другое дело — пытаться трансформировать его в некую истину. Именно против последнего и выступает скептик. Поэтому, хотя религиозные метафоры и обладают эстетическими функциями, нет смысла представлять их как истинные; неубедительно также суждение, что они несут нам особый вид знания, как склонны утверждать верующие.