Жажда власти, известности и славы
Стремление к власти, известности и славе стимулирует активность человека, но оно может приводить и к тому, что люди утрачивают чувство реальности и границ собственных возможностей, а также способность критически оценивать ситуацию. Генералы и государственные деятели, промышленные и финансовые магнаты, ученые и школяры, поэты и прозаики, драматические актеры и певцы — все они молятся перед алтарем «этой сучки — богини успеха» и часто готовы на все, чтобы сделать карьеру и/или обрести славу, все равно, добрую или дурную. Разум поспешно и беспорядочно отступает перед лицом этой всепоглощающей страсти.
Несомненно, сила этих и подобных мотивов у всех людей различна. Некоторых не волнует богатство, они предпочитают простые радости и скромную жизнь. Точно так же многие не испытывают потребности командовать другими людьми и могут быть даже пассивными, предпочитая следовать указаниям лидера. Они не хотят держать в руках вожжи власти. Возможно, лишь малая часть людей охвачена страстным стремлением к власти и готова пойти ради нее на все. Но жаждущие власти деспоты мобилизуют каждую клеточку своего существа, чтобы создавать армии, завоевывать чужие народы и основывать империи, неважно, большие или маленькие. Для некоторых важна не реальность, а непреодолимо притягательные атрибуты власти.
Некоторые не ищут власти над другими людьми, но стремятся к известности или славе. Они хотят, чтобы другие знали и ценили их, восхищались их талантами и достижениями. Существует множество вариантов славы и известности. Для некоторых это желание быть любимыми, возможно, даже чисто эротически, некоторым нужны одобрение и высокая оценка их деловых достижений, другие жаждут величия и поклонения себе, как богам. Интересно, что безумное стремление к известности никогда не бывает полностью удовлетворено, и лесть должна непрерывно подпитывать это тщеславное желание. Сердца таких людей радостно бьются, если им курят фимиам. Для некоторых из них социальное одобрение необязательно, им нужна известность сама по себе. Дурную славу они предпочитают неизвестности. Единственное их требование — чтобы их имена правильно писались и произносились.
Противоположное явление — ненависть к людям, имеющим личные или общественные достижения, со стороны тех, кто не добился этого или не способен достичь большего. Эту человеческую слабость презирал Ницше, называя ее «стадным инстинктом». Он осуждал как
255
христианство, так и коммунизм за то, что они одобряли подчинение и покорное согласие. Слабые опасаются сильных и противостоят им, они сбиваются в кучу, чтобы защитить себя от сильных. Негодование тесно связано здесь с завистью и ревностью к имуществу, достижениям, даже к красоте или величию тех, у кого они есть. Эта страсть может подавить голос разума, погрузить человека в глубины отчаяния, злобы и ненависти. Люди с такого рода ментальностью могут либо «окуклиться» в состоянии подавленности и низкопоклонства, особенно если они внушаемы и их лидер обладает определенным магнетизмом, либо быть обуреваемы стремлением принизить достижения других, к которым не способны сами1.
Оборотной стороной этого чувства является гордость, качество, связанное с властолюбием, амбициями, тщеславием и честолюбием. Некоторые из людей такого рода отказываются поверить во что-то, что каким-то образом задевает их гордыню. Существует вечный конфликт между властью и покорностью, славой и неверием в себя, гордостью и озлобленностью человека, считающего себя недооценнным. Люди с характером Прометея яростно бились за то, чтобы овладевать все новыми и новыми высотами. Созидательная сущность их воли толкала их на передний край жизни. Мистики же дезертировали, отступали в трясину покорности, подавляя свои естественные желания и страсти стремлением к уединению и покою. Люди прометеевского типа прорывались к новым областям реальности, мистики строили защитные ограждения. Люди типа Прометея бросали вызов богам, мистики поклонялись им со страхом и трепетом. Но люди чаще всего либо подчинялись лидерам прометеевского типа, либо бунтовали против них с ненавистью и яростью.