Склонность к агрессии
Другим мощным импульсом человеческого поведения является агрессивность. Некоторые авторы, такие как Конрад Лоренц, считают, что в истории человечества агрессивное поведение проявляется столь явно потому, что представляет собой биологический инстинкт. Он утверждает, что агрессивность имеет генетическую основу, играющую жизненно важную роль в эволюционном процессе. Вообще, агрессивность как инстинкт присуща многим животным2. Поразительным в феномене агрессивности является то, что она проявляется не только в межвидовой борьбе или в схватке между хищником и жерт-
1 See: Robert Sheaffer. Resentiment Against Achievement (Роберт Шиффер. Негодование против достижения). New York: Harcourt, 1988.
2 Лоренц К. Агрессия (так называемое зло): Пер. с нем. СПб., 2001.
256
вой1, но и бывает направлена против представителей своего вида. Инстинкт сражаться и даже убивать наиболее ярко проявляется в соперничестве между самцами за обладание самками. Быки яростно дерутся между собой, пока один из них не победит всех соперников в стаде, в результате он становится производителем потомства и устанавливает контроль за коровами и телятами. То же самое наблюдается у множества других видов, от золотой рыбки до гориллы. Лоренц утверждает, что это способствует сохранению видов и выживанию наиболее сильных и приспособленных особей. То же применимо и к людям, среди которых соперничество ведется не только между отдельными индивидуумами, но и между племенами, нациями и государствами.
Лоренц полагает, что это объясняет тенденцию человеческих сообществ к войнам, к самым жестоким, смертельным сражениям. Мы являемся просто безволосыми обезьянами, замечает он, и эти наши тенденции уходят корнями в первобытную борьбу за выживание. Он полагает, что инстинкт агрессивности проявляется везде и всюду: в соперничестве за власть, в политической или экономической жизни, в стремлении к славе, известности и богатству. Здоровым выходом для этих зачастую разрушительных сил являются спортивные состязания. Здесь мы стремимся не уничтожить соперника физически, а лишь добиться победы в игре, победы скорее символической, чем реальной. Ее плоды пожинают не только участники борьбы, но и зрители, которые идентифицируют себя со своей командой. Вместо кровопролитной войны, захвата пленных, их убийства или продажи в рабство — упорство и мастерство в борьбе за чемпионский титул.
Прав ли Лоренц? Или агрессивность и жажда победы в соревновании являются лишь продуктом человеческой культуры и вполне контролируются разумными ограничениями? И, главное, можно ли гарантированным образом преодолеть агрессию за счет изменения социальных условий и высокого уровня этического контроля?
Существует ли простое объяснение стремления к богатству и власти или таких состояний человека, как гордость и горечь обиды, сек-
1 С точки зрения этологии охота не является примером агрессивного поведения, так как не связана с проявлением враждебности или страха. (Примеч. ред.)
257
суальное доминирование и покорность? Лежит ли ключ к объяснению этих и многих других человеческих чувств и действий, так или иначе связанных с агрессивностью, в инстинктах или в сексуальных влечениях, как думал Фрейд? Многих привлекают эти редукционистские точки зрения, но ясно, что независимо от того, куда уходят корни этого явления, существует огромный спектр человеческих страстей и интересов, определяющих человеческую мотивацию, и далеко не просто выделить одну, основную причину, исчерпывающе объясняющую агрессивность. Но все отмеченные здесь страсти и слабости людей ведут к поруганию человеческого разума.