Столкновение со смертью

Последним сильным искушением, которое нам остается рассмотреть и которое является общим для всех членов рода человеческого, является страх смерти. Представляется, что человеческие существа являются единственными из известных нам животных, которые осознают приближение своей собственной неизбежной смерти, хотя большинство людей с трудом может принять эту реальность. Действительно, страх смерти является побудительным мотивом большинства религий мира, и его присутствие объясняет неослабевающую силу этих мощных иррациональных и мифологизированных систем верований. Люди настолько подавлены угрозой смерти, как своей собственной, так и тех, кого они любят, смерти друзей или почитаемых вождей, что предаются вере в утешительные сказки. Как может человек справиться с крушением всех его идеалов и надежд перед лицом безликой и безымянной угрозы, приближением призрака жестокой и бессмысленной смерти? Смерть поражает не только старых и немощных, проживших отведенные им годы жизни, но и молодых, сильных и прекрасных, что кажется особенно бессмысленным. Именно это экзистенциальное знание конечности человеческого существования побуждает людей изобретать самые невероятные сценарии спасения. Отрицая смерть, они стараются спастись от страха перед неизвестным, от бушующей ночной черноты. Они изобретают Бога-Отца или Мать-заступницу, которые спасут их от падения в бездну. У спасения две функции: избавления близких и нами любимым людей от ужаса несуществования и осуществление наших личных желаний и грез об экстатическом мистическом воссоединении с потусторонним и вечном блаженстве в иных мирах.

Как объяснить непреодолимую привлекательность христианских и мусульманских учений о небесах или буддистских и индуистских

259

доктрин о перевоплощении и возрождении? Разве не в высшей степени маловероятно, что Бог отдал на смерть своего собственного сына, так как счел это полезным для нас? Христианское учение состоит из мифов и метафор, повествующих о кровавых жертвах и искуплении, о том, как людям преодолеть страдания и смерть, как достичь сверкающих высот бессмертия. То же самое мы находим и в исламе, согласно которому загробная жизнь может быть достигнута, если следовать указаниям Аллаха и соблюдать необходимые ритуалы. Индуисты и буддисты советуют воздерживаться от желаний и искать освобождения в нирване. Ни одна из этих историй о спасении или карме не может всерьез восприниматься как правдивая. Но чтобы в них пылко верили, они и не нуждаются в этом. Важно то, что они обещают. Перед этим блекнут все возражения скептиков.

Искушение потусторонним — мощный импульс в сердцах людей. Он толкает к тому, чтобы принять невероятное. Это успокоительный паллиатив, который дает мужество жить. Скептики и свободомыслящие — враги душевного покоя, потому что они отвергают религиозные мифы мировой культуры, настаивают на том, что религиозное решение проблемы смерти иллюзорно. Но заявить, что король голый или что Бога нет — это величайшее кощунство, и врагов веры необходимо заставить умолкнуть. Для многих верующих атеизм является самым большим грехом, какой только можно себе представить, ведь он лишает нас божественной поддержки и исключает из числа тех, кого любит Бог. Он оставляет нас жалкими, как тростинки на ветру, неспособными справиться с трагедией и ужасом смерти. Жизнь не имеет смысла, если единственное, что можно сказать о существовании человека, заключается в том, что оно лишь краткая вспышка между двумя забвениями. Поэтому люди отказываются принимать реальность смерти, они жаждут трансцендентной реальности, загробного существования. Воображение декорирует эту страсть символами и метафорами, которые живут своей собственной жизнью и являются предметами веры вне зависимости от порождающих их источников. Скептики требуют объективных истин. Верующие недоумевают и насмехаются над ними, поскольку жаждут не истины, а утешения. Поругание рациональности происходит парадоксальным образом: вера тщится освободиться от всего очевидно иррационального путем хитроумных рационализации — софистических рассуждений, умолчаний, подтасовок, толкований... Вопрос о смысле жизни решается путем отрицания смерти и провозглашения бессмертия тех, кого уже нет, кто есть здесь-и-теперь и кто народится в будущем.

260

Дух науки, философии и скептического сомнения несовместим с психо-экзистенциальным требованием чего-то «большего». Для этой потребности не важно, существует ли это «большее» в действительности. Некоторые испытывают потребность в оккультных или паранормальных реальностях, причем чаще всего безразлично, каких именно. Сама потребность в них, искушение ими и жажда приобщиться к ним делают их истинными.