Общие моральные добродетели (decencies)

Во-первых, существует набор того, что я назвал общими моральными добродетелями, этой этической мудростью, унаследованной нами от человеческой цивилизации. Я здесь исхожу из бесчисленных свидетельств того, что люди, к какой бы культуре они ни принадлежали, имеют сходные потребности и сталкиваются с типичными проблемами, такими как необходимость выжить, сохранить здоровье, добыть пищу и иметь жилище. Это и потребность иметь сексуальные отношения, растить, защищать и обучать детей и т. д. Несмотря на различия культур, реакции на жизненные проблемы во многом схожи. Для того чтобы удовлетворять нужды индивида и иметь некие ру-

286

ководства в сфере человеческих отношений, мировой культурой выработан набор общих моральных добродетелей. В своей книге «Запретный плод: этика гуманизма»1 я перечислил следующие основные моральные нормы: 1) честность (integrity): правдивость, обязательность, искренность; 2) верность: преданность и надежность; 3) благожелательность: доброжелательность, непричинение зла другим людям, согласие и добровольность в сексуальных отношениях, благодетельность; 4) порядочность: благодарность, ответственность, справедливость, терпимость и сотрудничество.

Проиллюстрирую некоторые из этих норм. Принципы, согласно которым мы должны говорить правду и держать данное слово, являются prima facie правилами, т. е. очевидными с первого взгляда или самоочевидными. В общем они бытуют во всех цивилизованных обществах, несмотря на то, что в каких-то исключительных случаях могут возникать конфликты между ними и ситуацией. По крайней мере, наши действительные обязанности в практических ситуациях — это не совсем то же самое, что наши общепринятые обязанности. Последние, я полагаю, являются транскультурными и имеют одинаковый смысл для христиан и индуистов, приверженцев конфуцианства и мусульман, так же как и для атеистов и неверующих. Нарушители общих моральных норм бросают вызов общечеловеческому мировому нравственному опыту, определяющему моральное поведение и передаваемому от поколения к поколению в качестве коллективно освоенной мудрости людей. Я сознаю, что все еще существуют значительные различия в культурах и что не все общества признают те или иные этические нормы. Более того, не прекращаются дискуссии о ценностях и принципах, которые по своей сущности несовместимы. Но я полагаю, что человечество достигло такой стадии развития, когда фундаментальные моральные нормы стали общепринятыми среди здравомыслящих людей, они «освящены» законом, пользуются его защитой и поддержкой. Понятие «цивилизованный» очевидно идентифицируется с признанием общих моральных норм, тогда как понятие «нецивилизованный» означает варварское поведение или грубое попрание общих моральных принципов.