Что такое познание?

Термин познание нередко используется синонимично с такими терминами, как разум или критическое мышление. Центральная проблема, которую нам следует здесь рассмотреть, касается природы познания. Эта тема прежде находилась в исключительном ведении философов. Сегодня, как ее называют, когнитивная наука представляет собой междисциплинарную область, в рамках которой работают психологи, программисты, специалисты в области искусственного интеллекта и лингвисты. Отмечаются разные смыслы понятия "познание". Согласно классической интерпретации, этот термин применяли в отношении внутренних психологических процессов - представления, мышления, умозаключения, рефлексии, обдумывания, изучения и понимания. При таком подходе преимущественное внимание уделялось понятийному знанию. Сегодня термин "когнитивный" используется более широко и включает в себя такие процессы, как наблюдение и восприятие. Однако и концепты (понятия), и перцепты (наблюдения и восприятия) нередко ошибочно отделяются от объектов, существующих в мире. Они считаются приобретенными идеями, впечатлениями или мыслями, виртуально существующими в рамках нашей внутренней, двумерной и нематериальной ментальной сферы.

Подобная дуалистическая концепция спорна, так как она допускает раздельное существование разума и тела и отделяет их от внешнего мира. Корректнее рассматривать человеческий организм как поле их взаимодействия в рамках объектов и событий. В этом смысле когнитивные процессы соответствуют функционированию мозга, нерв-

69

ной системы и органов чувств, при этом они связаны с различными стереотипами поведения мира объектов и событий. Это означает, что глагол познавать "предшествует" существительному познание и подразумевает активные процессы органических взаимодействий. Активно познавать - значит придерживаться такой модели поведения, которая проявляется внутренне как ощущаемое познание, а внешне - как результат его воздействия на окружающую среду. Исторически идея дуализма души и тела привела к возникновению онтологической загадки: каким образом мы можем утверждать, что наши внутренние мысли, идеи или ощущения имеют отношение к внешнему миру? Человек оказался запертым в своем внутреннем гомункулусе и не мог прорваться во внешний мир. Подобное затруднение эгоцентрического характера казалось неразрешимым.

Теория взаимодействия обходит данную проблему. Она начинает с действия, поведения и поступков. В начале есть акт (act), соответственно ф-акт (f-act) представляет собой функцию поведения организма. Факт не является изначальной данностью, а зависит от наблюдений и интерпретаций, относящихся к встречаемому в полях взаимодействия. Человеческие организмы пребывают в мире объектов и событий. Констатации фактов представляют собой результат действия сознательных и бессознательных механизмов обратной связи организмов, способных ассоциировать объекты, отвечать на внешние импульсы и интерпретировать их. Человеческие организмы вступают во взаимодействие с внешним миром, чтобы приспособить его к себе. Таким образом, организм не пассивно наблюдает или размышляет, а является деятелем или агентом, модифицирующим мир как арену человеческих действий.

Организм способен выполнять и многие другие психологические и поведенческие функции. Он может накапливать информацию и воспроизводить ее в памяти. Он проявляет волю, когда стремится к поиску, использованию и потреблению объектов в своих целях (пища, вода, орудия и тому подобное). В отличие от животных, люди могут пользоваться языком, знаками, символами и лингвистическими метафорами для общения с другими людьми и, таким образом, совершенствовать при помощи знания свою способность к преодолению естественного сопротивления среды.

В широком смысле познание включает совокупность функций и более высокого уровня, таких как мышление, восприятие, воспоми-

70

нание, желание, исчисление, планирование, моделирование, интерпретация, воображение, обдумывание, оценка, суждение и так далее. Таким образом, познание нельзя упрощенно идентифицировать ни с мыслью, ни с восприятием; его не следует рассматривать его отдельно от поведенческой (практической) интервенции во внешний мир.

В век кибернетики колоссальные усилия были направлены на создание мыслящих машин, компьютеров, дублирующих функции человеческого мозга. Их возможности позволяют вводить, систематизировать, сортировать, отыскивать и анализировать многие данные. Компьютеры способны действовать быстрее мозга. Хотя мозг по-прежнему поражает способностью к выполнению сложных задач, современные компьютеры могут по своим возможностям его превосходить. Слияние биотехнологии с робототехникой сделало бы возможным создание "комботов" (компьютеризированных роботов), обладающих сложнейшими встроенными функциями. Все эти устройства создаются для реализации человеческих замыслов. Комбот должен работать подобно разуму человека: в него встроены трехмерные поведенческие функции человеческих и биотехнологических систем многоцелевого назначения.

В любом случае наши убеждения вторгаются в мир, в котором мы живем, и служат инструментами нашего поведения. Они представляют собой не просто описания внешней реальности, того, что пребывает вне нас, но позволяют делать основанные на наблюдениях умозаключения и предсказания. Как наблюдения, так и предсказания проверяются практикой. Те, что оказываются эффективными, по всей видимости, истинны, потому что являются результатом хорошей информированности и основываются на знании о действительных объектах и событиях.

Познание многофункционально. Оно используется для описания и интерпретации событий, происходящих в мире, для сравнения и сопоставления, регистрации и классификации, для поиска причин явлений, составления прогнозов на будущее. Познание также необходимо при постановке и решении проблем, для развития навыков и умений. С его помощью обосновывают нормативные предписания относительно того, что и как делать, формулируют суждения, принимают решения, реализуют желания и цели. Его задействуют в искусстве при сочинении сонетов и музыкальных произведений, ваянии статуй и возведении монументов. Оно нужно для игры, для того,

71

чтобы смешить и рассказывать анекдоты. Оно является орудием бухгалтеров и аудиторов. На него полагаются в общении и при переговорах. Требуется оно в хирургии и технологии, фермерстве и рыболовстве, производстве и распределении, образовании и законодательной деятельности. Короче говоря, оно предоставляет в наше распоряжение фундаментальные достижения человеческой цивилизации в деле преобразования внешнего мира и как таковое способствует реализации ни них многообразных целей.