Что такое забота?

Гуманистов нередко искушают вопросами: вы не признаете традиционных религиозных оснований для морального поведения, но что же по-вашему заменит их? Существуют ли естественные основания этики? Мой ответ на этот вопрос состоит из двух частей: во-первых, источником морального сознания является эмпатия, т.е. понимающее и сопереживающее отношение, и, во-вторых, этическая рациональность, как продолжение зрелого чувства ответственности. В этой главе я хочу остановиться на природе и источнике главного морального императива: долге заботиться о других людях.

Индивид может придерживаться моральных установлений своей социальной группы и внешне сообразовывать свое поведение с предъявляемыми к нему требованиями, однако мотивироваться оно может страхом перед наказанием со стороны родителей, учителей, государства или Бога. Разумеется, мы не считаем такую мотивацию вполне моральной. Важно, конечно, чтобы люди не нарушали моральных установлений и особенно важно, чтобы гуманисты, наследники прометеевского духа, всегда уважали права и нужды тех, с кем вместе живут. Прометей, согласно античному мифу, так глубоко любил людей, что пожелал одарить их огнем, наукой и искусствами. Ключом к моральному поведению и жизненно важной гуманистической добродетелью является чувство подлинной заботы, под которой разумеются как душевное, так и объективно проявляемое внимание к другим людям. Заботливый человек небезразличен к тому, что происходит с другими людьми, к их интересам и нуждам. В узком смысле, можно заботиться о другом человеке, выполняя его прямые желания - так медсестра ухаживает за больным или мать кормит грудью дитя. В более широком смысле, проявлять заботливое отношение (заботу) к другим людям - значит и быть заинтересованным в

91

их дальнейшем благополучии, как, скажем, когда преподаватель помогает своему студенту овладеть грамматикой.

Итак, человек способен заботиться о ком-либо или быть заинтересованным в чьем-либо благополучии, быть благосклонно или сочувственно к кому-либо расположенным. И отнюдь не обязательно демонстрирует это открыто. Я могу желать кому-либо удачной карьеры или брака, даже если сам он к этому непосредственно не стремится. В обсуждаемой установке заключен неявно выраженный моральный принцип: рационально мыслящий человек признает, что следует заботиться о нуждах и интересах других людей.

Забота имеет разные ипостаси, которые нам следует различать. Первая из них - сострадание. Здесь индивид сочувствует другому в несчастье, желает облегчить его страдание. Сострадание есть отчасти то же, что жалость, оно вызывается самим дискомфортом, который испытывает другой. Если человек страдает и нуждается в помощи, я из сострадания пытаюсь помочь ему тем, чем могу. Например, ребенок, заблудившийся в универсальном магазине, пробуждает во мне сострадание, и я делаю все, что в моих силах, чтобы помочь ему найти родителей. У многих сострадательное внимание к другим может превратиться в альфу и омегу жизни. "Если я смогу излечить одно страдающее сердце, моя жизнь не будет прожита напрасно, если я смогу исцелить одного больного или сделать одну боль менее мучительной ... моя жизнь не будет прожита напрасно", - писала Эмили Дикинсон3.

Сострадание укоренено в способности эмпатии, которое представляет собой мощный стимул для сочувствующего нравственного сознания. Греческий оригинал этого термина - empatheia, что в буквальном переводе означает страсть. Он происходит от прилагательного empathes - эмоциональный, состоящего из ет и pathos. Поскольку я способен ощутить личные переживания, желания или мысли другого человека, постольку я могу ему со-чувствовать. Если же я в силах помочь, я ему помогаю. Эмпатические эмоции позволяют нам замечать незавидное состояние других людей и побуждают разделить бремя их забот, что, в свою очередь, способствует укреплению или пробуждению добрых чувств в них самих. Иногда я могу сделать слишком мало или почти ничего, потому что те, кто нужда-

3 Emily Dickinson, Poems, 1. In: The Complete Poems (Boston: Little, Brown and Company, 1924).

92

ются в помощи, находятся от меня слишком далеко. К примеру, я чувствую сострадание к голодным детям Эфиопии или Бангладеш и симпатически - сердцем и разумом - идентифицирую себя с ними на основе этого сопереживания. Таким образом, человек сострадает и тогда, когда ничем не в силах помочь страдающему. Сострадание -это чувство или понимание чужой боли, вместе с сопутствующим этому пониманию желанием положить ей конец. В каком-то смысле оно негативно, то есть речь идет только о страдании, которое я стремлюсь1 уменьшить. Сказанное верно не только в отношении людей, но и животных. Я могу сострадать оленям, которым не хватает пищи зимой, пытаться снабдить их кормом и даже ограничить (чтобы выжили остальные) поголовье стада. Меня может заботить та боль, которую причиняют подопытным животным, и я могу добиваться такой организации научных экспериментов, при которой их не подвергали бы лишним мучениям. Поэтому в сострадании проявляется гуманное отношение к различным формам жизни.

Нравственная забота имеет еще и второй, позитивный смысл: он заключается в желании не просто облегчить чьи-либо страдания, но и в том, чтобы содействовать чужому счастью, радости или благосостоянию. Это форма человеколюбия, как стремления одарять других, делиться с ними благами, которых у них не было. Не то чтобы эти люди обязательно терпели лишения, но мое участие приносит им пользу. Я мог бы, например, финансировать разбивку общественных парков или строительство библиотеки, или хотя бы принять участие в раздаче подарков детям во время каникул. Тут я выступаю в качестве благотворителя, в актах великодушия утверждаю человеколюбие. Нравственная задача заключается здесь в увеличении и расширении сокровищницы благ, доступных индивиду или сообществу индивидов, и может предполагать сознательную и эмоциональную заинтересованность в их благополучии. Люди, вносящие деньги на благотворительные счета, могут поступать так по двум мотивам: они могут отдавать их, скажем, сиротам на Гаити, движимые страстной заинтересованностью в уменьшении человеческих страданий, или жертвовать средства университету, полагая образование определенной ценностью и руководствуясь благим стремлением к прогрессу. Иногда мы совершаем что-то, руководствуясь сразу тем и другим мотивами - и симпатическим состраданием и человеколюбием, - как

93

например тогда, когда человек усыновляет беспризорника или назначает стипендии материально необеспеченным студентам.

Как сострадание, так и доброжелательность, если рассматривать их с точки зрения блага реципиента, являются проявлениями альтруизма. Акт альтруизма совершается для пользы другого человека (или других людей) за счет каких-то личных усилий или жертв без надежды на какое бы то ни было вознаграждение. В этом стремлении облегчать чужие страдания или приносить другим радость выражается признание достоинства человека.

В каком отношении альтруистическая моральная забота находится к христианству? В Новом завете подчеркивается ценность сострадания как моральной добродетели. Это жалость, милосердие и симпатия, стремление к действенной помощи ближним. Христианство укоренено в вере и чувстве и основывается на Иисусовых заповедях любви. Делая акцент на нравственной заботе о других людях, оно, без сомнения, немало способствовало развитию в человеке нравственной чуткости и существенно модифицировало языческие добродетели классической греческой философии.

Однако, нравственная забота, как ее понимают гуманисты, не является синонимом выше упомянутой христианской добродетели. Главным образом потому, что христианство часто оправдывает страдания, видит в них глубинный моральный смысл, - так некоторые верят в необходимость принимать и муки, по примеру страдавшего на кресте Христа. Иные религиозные фанатики буквально истязают себя во имя Бога. Св. Бернадетта по преданию безропотно терпела боли от язв, так никогда и не открыв тайну своей болезни другим людям. Подобные жертвы вменялись в нравственную заслугу.

Для гуманиста страдание - зло, которого в принципе следует избегать, хотя в некоторых случаях его можно оправдать сопряженной с ним выгодой. Например, я иду к дантисту и он мне сообщает, что в моем зубе образовалась воспаленная полость, которую необходимо санировать; тут я решаю немного помучиться ради долгосрочного блага (хотя и могу при этом рассчитывать на анестезирующую инъекцию новокаина). Другой пример: народ переносит тяжелые лишения в военное время, сохраняя надежду на победу. Очевидно, это вовсе не значит, что страдание или боль имеют ценность сами по себе.

Во-вторых, этическое сострадание не должно быть плодом слепого, не направляемого разумом чувства. Не все проявления сострада-

94

ния оправданы, - некоторые из них бывают и неуместными или неверно ориентированными. Например, безработные могут вызвать во мне сострадание и побудить меня помочь им добиться пособий, хотя, возможно, следовало бы скорее содействовать тому, чтобы они нашли работу. Можно чувствовать жалость и к жестокому убийце, зверски издевавшемуся над младенцами, и желать, чтобы его выпустили из заточения. Хотя лично я, представляя себе его прошлое, вряд ли ощутил бы сострадание к такому человеку. Итак, состраданию следует полагать пределы, особенно в случаях, когда оно входит в конфликт с остальными добродетелями и ценностями.

В третьих, нравственная забота есть более широкое понятие, чем христианская любовь. Она не ограничивается только желанием облегчить страдания других людей, а направлена еще и на созидание и справедливое распределение благ. Таким образом, ее важной составной частью является человеколюбие. Нравственная забота всегда нацелена на увеличение суммы радостей в этой жизни, но не на страдание в ней или надежду на воздаяние в будущей. Гуманистический альтруизм полнокровен, это не аскетическая христианская жертвенность, замешанная на самоотречении. Преувеличенный интерес к бедным и обездоленным подчас является маской, скрывающей неприязнь ко всякому процветанию и успеху.