Эротические корни заботы

Существует еще один биосоциогенный источник нравственной заботы. Я имею в виду эротизм, т.е. половое влечение, возникающее между индивидами. Обращает на себя внимание достойная удивления способность представителей рода влюбляться в чужаков, - тех, кто не является членами семьи, племени или клана. Можно предположить, что под этим лежат бессознательные механизмы генетического отбора. Возможно, здесь играет роль тот генетический факт, что кровосмешение бывает вредоносным для расы, и что воспроиз-

7 Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия, в 2 т., М.: Правда, 1982, т.2, стр. 46

100

водство должно осуществляться на основе возможно более разнообразного генетического материала.

Романтическая любовь является одним из сильнейших человеческих переживаний. К сожалению, она в основном приходится на юность, а, как подметил Бернард Шоу, в таком возрасте трудно в полной мере оценить ее прелесть и великолепие. Любовь может быть чувством всепоглощающим. Все внимание индивида фиксируется на любимом человеке, и это время любви длится как что-то бесконечно прекрасное. Но, увы, оно не вечно. Возможно, именно потому, что оно столь всепоглощающе, мы просто физически не можем непрестанно наслаждаться им, и нам требуется передышка от его властного притяжения. И все же, сколь красноречива и глубока преданность любящих людей! Часто драматические произведения описывают непереносимость разлуки для влюбленных; многие из них охотно жертвуют собой во имя любви. В опере Верди любовь Аиды вынуждает ее принять смерть в одном склепе с Радамесом, а в драме Пуччини Тоска бросается с парапета и гибнет после того, как Скарпий казнит ее возлюбленного.

Романтическая любовь постепенно переходит в более глубокие формы привязанности. Подобно вину, она может со временем лишь настояться, обрести еще лучший букет и аромат. "Со всеми твоими недостатками, я все еще люблю тебя"8, - признается любящий обожаемому им человеку. Возможно, важнейшая составляющая любовных взаимоотношений - интимность, способность двух любовников или друзей разделять друг с другом свои личные переживания, надежды, психические и физиологические страхи, стремления и несчастья.

Там, где возникает настоящая любовь между духовно близкими людьми, особенно явны подлинная эмпатия, сострадание, человеколюбие и нравственная забота. Два любящих сердца не могут жить друг без друга. Они могут решить жить в гражданском браке или обвенчаться. Они создают семью, совместно налаживают домашний уют и помогают друг другу в карьере. Если один из них болен или потерпел неудачу, другой страдает вместе с ним, и, наоборот, когда один счастлив й ему сопутствует успех на жизненном поприще, его чувства разделяет и второй.

8 William Cowper, The Task (Philadelphia: Tower and Hogan, 1826), 2.

101

Есть большая опасность и того, что романтическая любовь превратится в крайне собственническую. Когда человек любит, он обычно неохотно делится благосклонностью любимого с кем-то другим. Ревность, ненависть, даже ярость могут вспыхнуть, если любовь не найдет взаимности или будет поругана неверностью. У других видов живых существ самцы будут сражаться за самок, пока не прогонят прочь соперника или не погибнут. Теоретически, если один человек по-настоящему любит другого, то должен желать ему преуспеяния и независимости. На практике подчас слишком трудно позволить другому человеку полную свободу действий, в особенности в сфере сексуальных отношений, даже если узы привязанности достаточно прочны. Действительно, романы на стороне обычно ведут к ухудшению климата внутри семьи вплоть до развода. Возникает вопрос, если человек хочет, чтобы реализовали себя его дети, почему это так часто не относится к мужьям, женам и любовникам?

Некоторые сексологи рекомендуют партнерам привносить в отношения больше сострадания и терпимости и даже заключать брачные контракты. Они полагают, что замешанная на зависимости, паразитическая любовь слишком долго держала женщин в унизительном подчинении у мужчин. Разве не должны женщины иметь равные с мужчинами права и возможности? Таким образом, подлинно нравственным браком считался бы тот, в котором супруги взаимно уважали бы автономию и личные особенности друг друга и обладали определенной свободой. Необходимо, однако, заботиться о том, чтобы не обмануть доверия другого человека и таким образом не сделать нормальные брачные отношения с ним невозможными. Многие вступают в любовные отношения разного уровня с несколькими партнерами. Моногамия имеет свои преимущества, особенно в том случае, когда два человека психологически хорошо совместимы и давно живут вместе, однако, не обязательно применять единственный критерий ко всем семейно-половым отношениям. Двое в браке могут быть психологически очень разными. За время совместной жизни они могут наскучить друг другу, устать друг от друга и тяга к новым любовным отношениям станет естественной. Так могут устанавливаться плюралистические отношения, возникать любовные связи.

Однако в пользу моногамных отношений можно привести сильный аргумент. Доверие и верность притягивают к себе более серьез-

102

ные ценности, взаимные обязательства и преданность способствуют созданию таких прочных нравственных уз, которые не следует, да и невозможно скомпрометировать.

Любовные отношения не обязательно должны быть гетеросексуальными. Отношения между гомосексуалистами и лесбиянками бывают столь же прочными, как и гетеросексуальные, - притом что поддержание таких отношений может требовать даже больших усилий. Почему? Не потому ли, что между гетеросексуальностью и гомосексуальностью лежит целая бездна - биологическая или социальная, - которую приходится преодолевать? Удивление вызывают те, кто способен на такое, хотя для некоторых людей гомосексуальность столь же естественна, как для всех прочих гетеросексуальность. Если предрасположенность к ней является генетической, что вполне вероятно, тогда высвобождение энергий двух однополых партнеров может послужить источником для их плодотворной самореализации. Там, где наличествуют отношения подлинной заботы между двумя людьми одного пола, возникают и новые нравственные связи, столь же надежные, как и при гетеросексуальных отношениях. Такие союзы включают как сексуальные, так и нравственные компоненты. Они могут успешно развиваться, если будут строиться на нравственной заботе и нежности.