Познание и забота
Заботливое поведение имеет биосоциогенетические корни. Мы не отдаем себе отчета в том, как они питают нас на первоначальных стадиях нашего развития: этот процесс носит часто бессознательный, скорее инстинктивный характер, и имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. С определенного момента жизни когнитивное познание перехватывает инициативу и расширяет горизонты нравственного сознания человека. Этическая рациональность не является бесполезным довеском к имманентной человеку нравственной забо-
113
те, а может даже конституировать саму ее форму. Поскольку наши убеждения глубоко пронизывают и формируют наши установки, эмпатия и сострадание могут быть подкреплены актами нравственного самосознания или когнитивной рефлексией. В действительности именно через процесс углубленного размышления можно примирить эгоистические интересы индивида с нуждами других людей, лишь интеллект позволяет нам верно взвесить взаимоисключающие требования ситуации. В некоторых случаях действия, мотивированные состраданием, могут быть лишены смысла, а в других ситуациях - полностью оправданными.
Существует ли правило для руководства разума, способное помочь нам решать сложные этические дилеммы? Да. Есть ключевой этический принцип, обеспечивающий нас необходимым для этого инструментарием. Он принимает форму следующего общего правила нравственной заботы: рациональный человек должен определенным образом заботиться о других людях.
Первая часть принципа нравственной заботы включает сострадание и эмпатию. Таким образом, мы можем сформулировать общее нормативное правило: Там и тогда, где это возможно, мы должны облегчать боль и страдания других разумных существ и помогать им в несчастье и в горе. Оно применимо к нашим друзьям и родственникам, так как сфера наших интересов естественно распространяется на них, но имеет также и более широкое применение. Однако подчас мы мало что можем сделать для тех людей, которые не входят в сферу наших интересов. В таких случаях нам остается разве что делать взносы в благотворительные фонды или организации, которые борются с голодом, помогают инвалидам и отправляют гуманитарную помощь жертвам природных катастроф.
Второй аспект принципа нравственной заботы состоит в том, что мы должны культивировать доброжелательное отношение ко всем людям, которые этого заслуживают. Не каждый человек заслуживает такого отношения. Этот принцип не распространяется на тех, кто ведет себя непристойно. Мы должны быть доброжелательными, насколько возможно, с теми, с кем контактируем в нашей повседневной жизни, и способствовать позитивному распределению благ, содействовать повышению благосостояния других людей. Например, надо делать все возможное для того, чтобы дети посещали школу, учились мыслить критически, умели разбираться в музыке и искус-
114
стве, ценить несметные богатства культуры. Следует прилагать силы к тому, чтобы наше общество было процветающим и миролюбивым. Таким образом, в ходе наших рассуждений мы вывели общую позитивную нравственную обязанность по отношению ко всем людям. Человек выполняет ее, совершая малые и большие добрые поступки, делая пожертвования индивидам и благотворительным организациям. Он также может принимать участие в общих социальных программах, ориентированных на предоставление нуждающимся более широких благ.
Почему мы так поступаем и должны поступать? Возможно, потому, что это в наших личных интересах, а также потому, что мы хотим, чтобы росло благосостояние других людей, чтобы плоды цивилизации были доступны всем, кто этого заслуживает.
В общем виде правило этической рациональности гласит, что мы должны поступать так, чтобы способствовать уменьшению страданий и горя и увеличению суммы человеческого счастья и благ, или создавать условия для того, чтобы это становилось возможным.
Это правило многие либертарианские сторонники свободы считали и считают крайне противоречивым. Они полагают, что не нужно оказывать людям помощь, вместо этого их следует научить заботиться о себе. Многие либертарианцы выступают против политики государства, направленной на поддержку неимущих, больных, нуждающихся или престарелых. Особенно претит им использование государством налоговых рычагов для финансирования программ социальной помощи. Некоторые из них не стали бы возражать против того, чтобы такую помощь оказывали другие социальные институты, частные благотворительные учреждения или частные лица. Консерваторы против любых проявлений альтруистического сострадания и благотворительности, полагая, что это препятствует развитию в людях инициативы и самостоятельности, культивирует зависимость и иждивенчество. Эгалитаристы, христиане, социалисты стремятся помогать слабым, бедным, бездомным и неимущим, оказывая им различные виды распределительной помощи.
Другие провозглашают, что мы не должны пытаться просто делить уже существующий пирог, но печь новые. Надо стремиться к увеличению темпов экономического роста, поощряя индивидуальную инициативу и частное предпринимательство. Этот путь достаточно эффективен, хотя в сложном мире корпораций частные пред-
115
приятия все более вытесняются крупными компаниями, нередко лишенными их достоинств.
Исходя из нравственных соображений, можно заключить, что следует помогать людям, которые не могут помочь себе сами. В их число не входят те, кто в силах, но не желает работать, или те, в ком с детства не воспитывали самостоятельность, и кто так и не стал независимым автономным человеком и не стремится что-нибудь в своей жизни изменить.
Еще одна проблема касается возможных границ нравственной заботы. Многие консерваторы превратились ныне в крайних шовинистов и националистов и соответственно стремятся ограничить ее сферу. Наш первейший долг они видят в заботе о тех лишь, кто нас окружает. Таким образом, ключевой вопрос состоит в том, насколько далеко должна простираться сфера нравственной заботы? Следует ли заботиться о каждом человеке и о каждом сообществе в каждом уголке земного шара?