Четыре идеи природы
Всякий ответ на вопросы о мире, в котором мы живем, отчасти зависит от нашего общего умонастроения, от того, согрето ли оно надеждой или извращено страхом. Есть множество идей о природе, прямо определяющих наши перспективы на будущее.
Первая идея - это греческое понимание природы, получившее свое высшее воплощение в метафизике Аристотеля. Центральным для греческих философов был вопрос о природе реальности. Демокрит и другие материалисты считали, что первичной реальностью является материя. Платон постулировал во вселенной дуализм неизменных идеальных форм и материальных объектов, существующих в пространстве и времени, которые он назвал явлениями. Высшей реальностью, по его мнению, обладала сфера вечных форм. Аристотель попытался объединить материю и форму в понятии индивидуальных субстанций. Он допускал изменение и в материальных субстратах, и в формах. Природа и вещи в основном подчинялись определенным закономерностям, однако, была оставлена лазейка и для случайности. Его картина мира была организмической, а сам он был сторонником естественной телеологии.
Аристотелевская вселенная пребывала вечно и не нуждалась в теистической идее творца. Хотя он постулировал бытие неподвижного «перводвигателя», как физического начала, управляющего космосом, тому не было никакого дела до нас. В этой системе, в отличие от позднейших систем теистов, не нашлось места для бессмертных душ, способных существовать отдельно от тела, или для жизни после смерти. Его философия отдавала должное практической мудрости и искусству, также как и потребностям человека, участвующего в делах этого мира. Мироздание в любом случае было открыто для разума. Предполагалось, что люди способны понимать его структуру и соответственно делать рациональный выбор.
Иная картина мира, концепция вселенной - иудео-христианско-мусульманская. Бог иудеев, христиан и мусульман выше человеческого разумения. Он создал вселенную и чудесным образом вмешивается в ее дела. Первейшая обязанность разумных существ в том, чтобы верить в Бога и подчиняться Его заповедям, ожидая воздаяния
124
за праведность или возмездия за грехи. Люди не в силах решать свои проблемы без божественного вмешательства.
Эта историческая драма предполагает доктрину откровения, как она дана в Новом Завете, Коране и других так называемых священных книгах. Достижения современной философской и научной критической мысли подорвали эту веру: они показали, что рассказы о спасении не более чем вымыслы, изобретенные человеческим воображением, чтобы смягчить страх перед смертью или даже перед самой мыслью о ней.
Третье представление о природе - это ньютоновская модель материальной, причинно обусловленной вселенной, в которой господствуют законы механики. Здесь мы сталкиваемся с проблемой свободы воли. Если все в природе причинно взаимосвязано, возможность выбора оказывается под вопросом; если все совершается по строгим причинно-следственным законам, свободе места не остается. Кто мы и что мы делаем - все это обусловлено химическими и физическими причинами. Знай мы их, и могли бы безошибочно предсказывать любое будущее событие. Каким бы оно ни было, его определяет причинность. Судьбу человеческого рода вершат физические, химические и генетические факторы, среда его обитания.
Многие философы высказываются в пользу более мягкой версии детерминизма, в которой свободный выбор возможен и осмыслен, хотя и обусловлен. Они указывают на то, что наш выбор влечет за собой следствия, за которые мы несем ответственность. Они полагают, что вселенная стала развиваться по механистическим законам после того, как Бог, совершив акт творения, предоставил ее себе самой и перестал вмешиваться в ее дела. Многие деисты отводили Богу роль часовщика, запустившего механизм вселенной, и отвергали идею спасения и воздаяния.
Есть еще и четвертое представление о природе, ныне наиболее популярное. Теория относительности и квантовая механика подорвали детерминизм Ньютона. Теория эволюции Дарвина весьма сильно повлияла на наше представление о том, как действуют природные механизмы. В настоящее время вселенная понимается как открытая система, в которой известную роль играет случай. Наряду с определенными закономерностями в природе можно наблюдать непрерывные изменения, в результате которых рождаются новые галактики, звездные системы и планетарные формы жизни. Эволюционная мо-
125
дель, таким образом, допускает, что в процессе эволюции играют роль как детерминизм, так и индетерминизм. Определенная эволюционная роль отводится и для самих людей. Осмысляя естественные процессы, мы модифицируем условия своего существования и действуем соответственно. Каузальность этим не отрицается, но утверждается лишь, что если мы знаем, как действуют природные механизмы, то можем и соответственно управлять своим поведением.
Первые интерпретации эволюционной теории были пропитаны духом наивного оптимизма. Дарвинисты девятнадцатого и начала двадцатого столетия считали, что человеческий вид - «высшая» форма жизни на Земле. Эволюция, по их мнению, остановилась на Человеке. Многие верили в поступательное развитие природы. Карл Маркс, сомневавшийся в роли случайности в истории, полагал, что существуют законы исторического детерминизма, управляющие экономическими и социальными изменениями, и что если мы выявим их, то сможем ускорить диалектический исторический процесс и воплотить в жизнь социальную утопию. То было светской формой сальвационизма (учения о спасении), последующими событиями значительно дискредитированной.
Двадцатое столетие подорвало веру в исторический прогресс. Подавленные ужасами двух мировых войн, нацистского холокоста и сталинского Гулага, многие утратили веру в способность человека справиться со своими бедами. С развитием техники и осмыслением фактов демографического взрыва пришел страх и неверие в способность мировой экономики устоять перед последствиями стремительных социальных сдвигов. Возникли новые апокалиптические прогнозы. Пессимизм был, несомненно, преувеличенным. Нет альтернативы разуму, науке и технике как способов решения проблем, стоящих перед человечеством. Нужна лишь более реалистическая оценка их возможностей и границ применения.
Это понимание природы, как оно представлено в современной мысли, подразумевает следующее: во вселенной есть и случайность, и причинность. Одновременно оно исключает любой божественный план или сверхъестественный путь к спасению, отрицает, что какое-то одно направление эволюции может быть определено как прогрессивное. Согласно эволюционной модели, человеческий вид всего-навсего один из многих, обитающих на планете. Природа равнодушна к происходящему, и нет никаких гарантий того, что наш вид не-
126
пременно сохранится. Как нет и оснований надеяться, что наши индивидуальные души переживут тело.
Существенная характеристика человеческого бытия в том, что оно всегда богато проблемами и рискованными ситуациями, и те люди, которые не используют заложенных в них природой сил или не могут преодолеть робость и страх, обречены на гибель или прозябание. Все очевиднее ненадежность человеческого существования. Выгоды и опасности, сопряженные со свободой выбора, многочисленны. Во многом мы ответственны за свое будущее, несем бремя выбора и действуем в соответствии с ним. Мы можем вмешиваться в природные процессы и управлять своей судьбой. Поддерживая при помощи медицинских технологий тех, кто иначе не выжил бы, экспериментируя в области генной инженерии, осуществляя контроль за средой, мы можем корректировать ход эволюции. Реализуя ошибочные социальные и политические стратегии, мы можем погубить среду обитания будущих поколений или, наоборот, следуя разумным установкам, значительно улучшить условия человеческой жизни.