Трансцендентность человека: великое приключение

И снова перед нами тот же вопрос: почему мы желаем лучшего завтра? Почему нас должно волновать то, что произойдет в 2150 году или в 5150? А что если люди возвратятся к пещерному состоянию? Почему жизнь в искусственно созданной культуре лучше, чем примитивное существование собирателей или охотников? Возможно, наша уверенность, что ранние формы человеческого общества были хуже наших, слишком самонадеянна. В конце концов, человеческий вид и его предки существовали миллионы лет до появления первых цивилизаций. Можно пойти дальше и спросить, почему человек должен проявлять заботу о будущем культуры, если человеческий род выживет и без нее?

Я полагаю, трезво мыслящие люди должны заботиться о преемственности поколений. Могу ли я доказать это? Можно ли вообще доказать какой бы то ни было этический принцип? Вряд ли. Однако если доказать его нельзя, то можно, по крайней мере, привести разумные аргументы в его пользу. Вселенная для нас, живущих сегодня, и, возможно, для будущих поколений была бы намного лучше, если бы ее обитатели всегда различали, что ведет к выживанию, а что к самоуничтожению. Вселенная, в которой жили бы новые Микеланджело и Бетховены, Марии Кюри и Джейн Остин, Конфуции и Будды, Пикассо и Галилеи была бы куда более привлекательной, чем без них. Так как всякая ценность исходит из человеческих нужд, интересов и желаний, то, с точки зрения здравого смысла, человечество обязано выжить и жить полноценной жизнью просто потому, что люди имеют в этом глубокую потребность. Зрелое и здоровое нравственное сознание признает справедливость этого императива.

133

Не является ли эта цель трансцендентной? Интерес к будущим, еще не рожденным поколениям, конечно же, не вписывается в рамки повседневного опыта и выносит нас за границы наличного социокультурного контекста в бескрайние просторы будущего. Однако она трансцендентна не в мистическом смысле, так как и в ней мы не выходим за пределы естественного мира. Будущее непредсказуемо, всегда до конца неизвестно и для всякого настоящего представляет собой лишь нечто воображаемое. Кто из первых поселенцев, приехавших в Америку в XVII веке, мог бы представить, что за три века будут освоены западные берега Северной и Южной Америки? Кто мог знать в 1900 году, что земляне однажды слетают на Луну и обратно, победят такие болезни как полиомиелит и туберкулез, что как Индия, так и Китай с их огромным населением сумеют найти ресурсы, чтобы предотвратить голод, и что в результате информационной революции из любого уголка мира можно будет мгновенно связаться с любой другой частью света? Трудно предвидеть, на что будут похожи цивилизации будущего, какая судьба и какие грандиозные приключения их ожидают.

И все же сегодня нравственная забота о будущих человеческих цивилизациях, которых еще нет, имеет трансцендентную значимость для нас как для людей. Для безличной вселенной в целом, как и для несуществующего божества, этой проблемы нет. Как гуманисты, мы вновь и вновь утверждаем, что альфой и омегой человеческих целей являются сохранение и обогащение самой человеческой жизни. Люди оправдывают свое существование, когда проявляют героизм, борются за что-то, наслаждаются или просто живут. Сам факт, что люди инстинктивно и сознательно заботятся о собственном выживании и жизни своих близких, является достаточным основанием для этого этического принципа. И вот объяснение, почему мы распространяем нравственную заботу, сострадание и человеколюбие не только на живущее в настоящем, но и на будущее человечество.

Самое смелое из решений человека в том, чтобы жить творческой и предельно насыщенной жизнью. Жизнь сама себя обосновывает и не нуждается в оправдании извне. В этом суть гуманистического послания людям. В этом ответ на вызов, бросаемый человеку открывающимися перед ним перспективами, вызов, с которым люди встречаются на каждом отрезке своей истории. Самый захватывающий и достойный способ отношения к жизни требует, чтобы мы ценили

134

мужество стать, способность мыслить и умение заботиться о других людях. В каждую эпоху люди оказываются в новых, неизведанных мирах, создают новые формы культуры. Мы покорили планету, наша следующая миссия, возможно, в том, чтобы освоить Солнечную систему и исследовать космос за ее пределами.

Нет у истории человечества никакой окончательной цели, финальной точки, в которой историческое время прекратит свой бег. Есть только будущее, в котором нам будет отведена определенная роль и в котором мы, возможно, сможем мыслить и созидать. Каждая эпоха требует от живущих смелости, чтобы сохранять и продолжать жизнь, добиваться успеха, осуществлять соответствующие времени планы и замыслы. Никто не может с уверенностью сказать, что ждет его впереди. Сущность жизни как рискованного и захватывающего приключения заключается в том, чтобы смело противостоять испытаниям, мыслить критически и альтруистически заботиться о человечестве в целом.

Мужество навсегда останется главной гуманистической добродетелью. Благодаря своему бесстрашию люди вышли из первобытных пещер и созидают цивилизации. Волнует и вдохновляет рискованное путешествие длиною в человеческую жизнь. Творческий импульс, который врывается с нами в мир и оставляет на нем отпечаток человечности, воплощает в себе саму сущность того, что значит быть человеком. Если человечество хочет выжить и участвовать в новых волнующих предприятиях и смелых начинаниях, оно вынуждено будет опереться на способность людей брать на себя ответственность за свою судьбу, мужество реализовать свои неповторимые ценности и идеалы, какими бы несбыточными они ни казались. Это всегда будет требовать от нас мужества стать.

135