Реинкарнация

Для вопроса о жизни после смерти весьма важна тема реинкарнации. Индуизм и буддизм постулируют веру в некий цикл

496

перерождения, переселение душ, где есть карма, закон, согласно которому души со временем могут быть освобождены от прошлых ошибок. В принципе, идея реинкарнации основана только на вере, хотя со времен Платона философы защищали доктрину предсуществования души, основанную на припоминании и на теории идей. Многие верующие в бессмертие отвергают реинкарнацию как противоречащую их иудео-христианской вере. Другие используют ее как дополнительный аргумент в пользу гипотезы о жизни после смерти. Но всех их объединяет жажда потустороннего.

Недавно была предпринята попытка дать научное обоснование гипотезе о предсуществовании души. Парапсихолог, Иан Стивенсон, изучал эмпирические доказательства реинкарнации, обращая особое внимание на воспоминания некоторых маленьких детей, чаще всего в Индии, об их, как полагалось, прежней жизни.' Сознательное и бессознательное влияние окружающей среды на маленького ребенка кажется более вероятным объяснением тех сказок, которые он рассказывает. Следующее основание — это предполагаемая способность некоторых взрослых людей «запускать» в детях воспоминания о прошлых жизнях. Для получения странных сообщений психологи использовали гипноз, но специалистами ставилась под сомнение эффективность этого метода. В любом случае, тот материал, который собрал в «прошлых жизнях» загипнотизированный человек, при анализе оказывался смесью из выдуманных историй и информации, которой он однажды обладал, но потом забыл. К.С.Золик сообщает об исследовании, которое показывает, что субъекты экспериментов реконструировали прошлую жизнь (или жизни), соединяя события своих собственных жизней с историями из книг и спектаклей, которые те читали или смотрели. Трудно использовать эти так называемые сообщения как доказательства существования прошлой жизни, так как гипноз — ненадежная основа для таких выводов.2

Некоторые авторы утверждают, что регрессия может произойти даже без гипноза. Фредерик Ленц сообщает о случаях,

1 Ian Stevenson, Twenty Cases Suggestive of Reincarnation (Charlottesville: University of Virginia Press, 1974).

2 C.S.Zolick, «An Experimental Investigation of the Psychodimanic Implication of the Hypnotic «Previous Existence' Fantasy». Journal ofClinical Psychology 14:177-82.

497

когда люди верили в то, что они ранее были солдатами гражданской войны или средневековыми рыцарями.1 Некоторые шли еще дальше в прошлое к более примитивным реинкарнациям, в которых они были птицами, совами или черепахами. Как Муди и Озис, Ленц находит общую тему, которая присутствует во всех этих переживаниях. Основывая свою работу на 127 случаях, Леиц говорит, что человек сначала слышит высокочастотный звон, он чувствует, что его тело начинает парить в воздухе, комната начинает вибрировать, и впоследствии он теряет ощущение того, что находится в своем теле. Он входит в экстаз и обретает чувство уверенности и благополучия. В это время происходит быстрая панорамная вспышка памяти о его прошлой жизни (или жизнях). Эти переживания совершенно поглощают его. Он становится совершенно поглощенным своими переживаниями. Со временем, видение начинает таять, и он возвращается к ощущению своего физического тела.

В этих случаях нет опыта переживания состояния близкого к смерти, нет и яркого света; но все же человек «вынут» из себя самого и, предположительно, входит в контакт с «иным миром». Ленц не обременяет себя сбором данных, которые могли бы подтвердить его выводы. У нас есть только заверения в том, что все случаи — правдивы; а последние основаны на субъективных переживаниях. Мы вправе спросить, являются ли эти переживания доказательством реальности реинкарнации? Или же они стимулированы богатым воображением, галлюцинациями или ненормальными психическими состояниями? Эти переживания, кажется, связаны с ощущениями бестелесности, но нет ясного доказательства того, что души действительно покидают тела.

Нет сомнений в том, что некоторые люди имели ощущения бестелесиости, будь то в обычной жизни, под гипнозом, перед смертью или в других случаях. Действительно ли нечто покидает тело в подобных ситуациях? Парапсихолог Сьюзан Блэк-мор тщательно изучала литературу по ощущениям бестелесности и, в частности, ту теорию, что люди могут пересекать астральные сферы в предсмертных состояниях или каких-то

1 Frederick Lcnz, Life, Times: True Accounts of Reincarnation (Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1979).

498

иных случаях. Парапсихологическая литература полна сообщений о людях, которые настаивали на том, что они могут покидать свои тела и переноситься в другие места, такие, как Рио, Хобокен или планета Юпитер, и сообщать о том, что там происходит. Следует ли нам воспринимать их рассказы как правдивые? И не следует ли попытаться дать им независимое подтверждение? Можно провести простые тесты для того, чтобы посмотреть, истинны ли подобные заявления. Пусть субъект исследования заснет, пусть он или она перенесется хотя бы в соседнюю комнату и назовет шестизначное число на верхней нолке книжного шкафа. Самое важное, чтобы у нас всегда было два свидетеля в обеих комнатах, чтобы субъект не подсматривал. Я не знаю ни об одном положительном результате, полученном в таких жестких условиях контроля. Блэкмор считает, что эти переживания можно отнести на счет живого воображения. Она заключает, что так как «ничто не покидает тело в ощущении бестелесности... ничто не остается жить после смерти».1

Как оценивать эти исследования вопроса о жизни после смерти? Имеется ли здесь научный прорыв? Есть ли у нас новые доказательства существования бестелесных сущностей? К сожалению, доказательства внетелесного существования человека все еще неубедительны. Они не находят строгого подтверждения. Более того, сообщениям об этом можно дать альтернативные объяснения. Без сомнения, если налицо желание верить в жизнь после смерти или в реинкарнацию, то само оно вполне объяснимо, хотя и не имеет ничего общего с фактом бессмертия или переселения душ.

Вероятно, нам скажут, что мы не можем определенно подтвердить, что происходит после смерти прежде, чем мы сами не умрем и не узнаем, но до тех пор нам следует, по крайней мере, временно отложить этот вопрос. И все же это кажется мне актом отчаянной глупости, так как доказательства, основанные на том, что нам известно о человеческой и животной смерти как биохимическом феномене, указывает на высокую степень невероятности какой бы то ни было жизни после смерти. Конечно, некоторые вещи в той или иной форме действитель-

1 Susan J. Blackmore, Beyond the Body: An Investigation of Out-of-Body Experiences (London: Hcinemann, 1982).

499

но выживают после смерти. Есть физическое тело, которое разлагается, и скелет, который, при определенных условиях, может сохраняться тысячи лет.

Следующая проблема, связанная с жизнью после смерти относится к шкале времени. Как мы собираемся доказать, что душа или нечто другое, что остается жить после смерти, никогда не умрет? В любом случае, будет сложно определить возраст каких-либо обнаруженных нами душ. Если бы мы нашли очень старую душу, то все равно бы не смогли доказать, что она — вечна. В любом случае, она должна была бы иметь начало (если мы не верим в бесконечность первых сущностей). Но, что важнее всего, у нас не было бы гарантий в удостоверении ее бесконечного существования, если только под бесконечностью мы не понимаем то, что выходит «за пределы категорий времени вообще». Утверждения последнего рода, в лучшем случае, имели бы форму постулатов или предположений, а не доказательств. Таким образом, тезис о бессмертии должен быть пересмотрен.

В конце концов, в бессмертие можно только верить, делать заключения о божественном мироздании только на основе несубстантивированной веры, а не на основе доказанного факта. Бессмертие — это выражение человеческой надежды на то, что некое божественное сущее каким-то образом даст нам возможность пережить смерть так, что мы сможем существовать вечно и/или что божество воскресит физическое тело и душу в некоторый момент времени в будущем и восстановит личную самотождественность и память.