Введение

Кроме традиционных религиозных форм, трансцендентный соблазн выражается и другими способами. Мы видели его проявления в спиритуалистическом движении и в паранормальных верованиях. Значительный интерес представляет тот факт, что схожая форма этого импульса просматривается и в том, что я называю космическими религиями. Существует две основные предпосылки этих квазирелигий. Первая заключается в вере в то, что во вселенной существует всеобъемлющий порядок или план и что это обстоятельство имеет некоторое отношение к каждому индивиду, живущему в ней: его судьба определяется космосом или зависит от него. Вторая предпосылка состоит в утверждении того, что в мире существуют влиятельные квазибожественные умы, которые знают о нашем существовании и которые наблюдают и, вероятно, даже оказывают на нас влияние. Две паранормальные системы верований выражают собой либо первую, либо вторую предпосылки.

Первая — это астрология, древняя система верований, которая берет свое начало четыре тысячи лет назад в древнем Вавилоне и Египте, и до сих пор имеет большую власть над человеческим воображением. Астрология впервые была сформулирована и приведена к строгой системе категорий, понятных западному миру, Клавдием Птолемеем в его книге Tetrabiblos (примерно в 140 г.). Различные астрологические системы были развиты в Индии и Китае. Многим ученым кажется удивительным тот факт, что астрология продолжает существовать в постмодернистском мире, несмотря на то, что

505

естественные пауки и астрономия сильно покачнули ее основание. Вторая система — уфология, вера в посещение Земли неземными существами, обладающими полубожественными силами, как благотворными, так и демоническими. В качестве проекции человеческих нужд и желаний, уфология является современным эквивалентом греческих мифологических представлений об олимпийских богах. Ввиду того, что это относительно недавно выработанная система верований, мы можем исследовать ее зарождение и становление.

Астрология и уфология имеют большее число приверженцев, чем многие традиционные религиозные секты и системы верований, хотя степень веры здесь, без сомнения, гораздо слабее, и возникающие в этой связи институциализированные церкви еще не развились до степени, когда происходит канонизированная передача вероучения, здесь еще нет четкой системы и проводимой в жизнь догматики. Оба верования представляют собой любопытный побочный продукт космического сознания человечества, особенно его космической эры. Он включает в себя спекулятивные, выдуманные или мифологические аспекты технологии, дающей возможность живым существам покинуть нашу планету и начинать космические путешествия. Можно сказать, что 1967 г. стал началом Эры Космоса, так как именно в этот год человек оказался способен преодолеть силу земной гравитации. Вполне возможно, что в будущем 1967 г. будет признан Первым Годом, а 1968 — Первым После Космического (1 и.п.к). Все, что предшествовало 1967 г., будет нумероваться как До Космоса (д.к).