Галлюциногены и мистицизм

Особый интерес при рассмотрении мистических опытов вызывает тот факт, что подобные состояния могут также вы-

1 Там же. р.98.

2 Lcuba, Psychology of Religious Misticism, p. 62.

134

зываться наркотиками. Существует много проверенных свидетельств использования примитивными племенами определенных растительных галлюциногенов. Мексиканские индейские племена использовали галлюциногенное вещество нейот, американские аборигены курили дурман, а шаманы сибирских самоедов ели ядовитые поганки, чтобы вызвать экстатические видения. Дельфийская пифия в древней Греции постилась три дня, жевала лавровые листья и затем вдыхала ядовитые испарения. В дионисийских обрядах было обнаружено поклонение божественному вину. Хотя мусульманам запрещены спиртные напитки, некоторые из них пытались достичь опьянения экстравагантными танцами. Дервиши были суфийскими мистиками, способными кружением достигать исступленного состояния. По-видимому, людям свойственно глубокое стремление изменять свое сознание путем применения разных стимулирующих и отравляющих веществ; марихуана, кокаин, героин, алкоголь, кофе, чай и транквилизаторы — только немногие из них, применяемые сегодня.

В последние годы психоделические и галлюциногенные наркотики проверялись при контролируемых условиях. Уильям Джеймс сообщил, что использование нитрооксида может вызывать «неописуемые чувства». Сэр Хэмфри Дэви писал, что нитрооксид вызывает «восторженные и возвышенные» эмоции. В 50-е годы Олдос Хаксли описал своего рода «трансцендентальный религиозный опыт», вызываемый мескалином.1 Позднее, в научных условиях было изучено широкое использование таких психоделических наркотиков, как ЛСД. Некоторые исследователи сообщили, что ЛСД может приводить к состояниям экстаза и мистерии, подобным мистическому опыту. Психоделический и мистический опыт имеют общие элементы. Во-первых, замедленное восприятие времени, потеря чувства прошлого или будущего, погруженность в настоящее. Более того, некоторые пользователи ЛСД испытывают чувство «неразличимого единства». Это потеря самоидентичности. Предметы растворяются и сливаются, цвета усиливаются, формы и размеры могут искажаться. Многие люди, использующие ЛСД, подобно мистикам, говорят, что переживаемый ими опыт невозможно описать, они утверждают, что

1 Aldous Huxley, The Doors of Perception (New York: Harper, 1954)

135

у них были видения высшей реальности. Некоторые пользователи утверждают, что психоделические опыты расширяют сознание и восприятие красоты и сложности также, как и себя как личности. К сожалению, у многих пользователей психоделических препаратов, особенно у тех, которые используют их постоянно, были тяжелые галлюцинации, сопровождавшиеся страшными и отвратительными переживаниями. Некоторые временами страдали психозами. Общими являются и непроизвольные воспоминания. Являются ли люди, предрасположенные к душевным болезням, наиболее вероятными пользователями наркотиков, или же наркотики провоцируют возникновение психических болезней? В любом случае, изменения в химическом составе тела, которые мистики прошлого могли стимулировать только длительным и тяжелым путем подавления чувств, постом и молитвой, могут быть достигнуты непосредственно употреблением психоделических наркотиков.

Можно ли достичь Бога, принимая наркотические таблетки или напитки? Являются ли тождественными наркотические и мистические опыты или же они отличаются друг от друга? Является ли один из них подлинным, а другой — искусственным? Был проведен эксперимент, который позволяет предполагать, что ЛСД имеет последствия, сходные с мистическим опытом. Этот эксперимент, известный как эксперимент великой страстной пятницы, был проведен доктором Уолтером Панке в 1963 году. В нем приняли добровольное участие двадцать студентов, верующих в Бога. Половине студентов были даны психоделические наркотики, а другой — безвредные лекарства. Первая половина группы сообщила о «мистических переживаниях», включавших «встречу с высшей реальностью» или «с Богом». Лишь несколько студентов контрольной группы испытали переживания, но глубине и интенсивности сравнимые с теми, которые были у студентов экспериментальной группы. Более того, проведенные шесть месяцев спустя исследования показали, что жизни многих из тех, кто принял наркотики, «измешлась».1

1 Walter Pahnkc, «LSD and Religious Experience,» in: Richard С. De Bold and Russell C. Leaf, eds., LSD, Man and Society (Middletown, Conn.: Weslcyan University Press, 1967); also Edward F. Heenan, Mystery, Magic and Miracle Religion in a Post-Aquarian Age (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1973), p. 32.

136

В период расцвета коптркультуры Тимоти Лери сообщал, что испытал глубокие религиозные переживания после того, как съел в Мексике «священные грибы». После его «озарения» в августе 1960 г., которое он описал как глубокий «потусторонний опыт», он сообщил, что его жизнь изменилась, и с тех пор ои посвятил ее попыткам «понять возможности нервной системы человека и сделать эти откровения доступными для других». Лери утверждает, что опыт, вызванный ЛСД, является религиозным и что он позволяет дать «неоспоримые, субъективные ответы» на основные духовные вопросы.1 Среди них вопросы о том, какая потусторонняя сила двигает вселенную, что есть жизнь, что такое человек, что такое я, каково мое место в мироздании. Лери также сообщает, что различные виды психотического (психоделического) опыта сходны с тем, который описывали мистики.