Моисей и богоизбранный народ
Иудазм как религия основан на божественном откровении, как оно записано в Ветхом Завете. Евреи, стойкий и героический народ, вдохновлялись им со времен написания Пятикнижья. Они верны своему религиозному наследию, суровому и требовательному, но давшему им силы выживать на протяжении более чем трех тысяч лет. Ветхий Завет самонадеянно объявляет евреев «избранным народом», особо возлюбленным Богом. Это вызывало сильную враждебность к ним со стороны неевреев.
Иудейский Бог был могущественным божеством, требовавшим беспрекословного повиновения. Особенно заботясь о евреях, он вывел их из Египта и дал им Землю Обетованную. Однако всякий раз, когда они отказывались повиноваться ему, он обрекал их на поражения и рассеивал по земле. Своей кульминации рассеяние еврейской диаспоры достигло в 70 году н. э. после разрушения Храма в Иерусалиме. На всем протяжении истории иудаизма его пророки и раввины учили, что высшая обязанность евреев повиноваться закону, полученному Моисеем от Бога. Они верили, что однажды появится мессия, который возвратит им Израиль. Эта вера, открыто или тайно, сохранялась евреями во все века гонений на них.
Антисемитизму столько же лет, сколько еврейскому народу. Еще до моисеева законодательства евреи подвергались гонениям в Египте. Позже их родина была захвачена, а сами они рассеяны. В разное время их уводили в плен ассирийцы и вавилоняне. Периодически преследования продолжались сначала римлянами, от рук которых пало великое множество евреев, а затем последователями Мухаммада. Множество евреев погибло от рук испанской инквизиции, российских погромов и во время нацистского Холокоста. В двадцатом веке своим возвращением в Палестину и основанием нового государства — несмотря на ожесточенное сопротивление вытесняемых палестинцев и остального арабского мира — евреи повторили свой исход из Египта.
203
Во времена Римской Империи евреи расселялись по городам Средиземноморья. Страбон, греческий географ первого столетия до п. э. сообщал, что евреями «полон весь мир».1 Часто ревностно религиозные, отправлявшие свои богослужения в изоляции от народов, среди которых они жили, основное ядро евреев хранило верность традициям и закону Моисея. Поскольку евреи постоянно жили в чужих обществах и в нарушении запрета многие из них заключали браки с неевреями, то сомнительно, что современные евреи восходят к тому же генеалогическому древу, что и их далекие предки. Гитлер ошибался, поскольку в их венах течет смешанная кровь. Где бы ни оседали евреи, они смешивались с местным населением, становились блондинами, брюнетами или рыжеволосыми, растворяя в себе кровь египтян и ханааи, а позднее греков и римлян, испанцев и мавритан, европейцев, а в наши дни американцев и латиноамериканцев. В средние века иудаизм приняли степные хазары, добавив к евреям еще один народ.
Инакомыслящие евреи оставили иудаизм и основали две великие соперничающие религии наших дней, христианство и марксизм, обе из которых, хотя и были первоначально созданы евреями, закончили гонениями на них. Большой вклад в мировую цивилизацию был сделан евреями, изменившими иудаизму или отвергнувшими его: апостолом Павлом, Спинозой, Марксом, Фрейдом и Эйнштейном. В Римской империи в первом веке н. э., согласно переписи, проживало семь миллионов евреев (семь процентов населения империи). Из-за постоянной ассимиляции и после уничтожения шести миллионов евреев в Холо-косте за две тысячи лет их число смогло удвоиться только до четырнадцати миллионов человек.
В наше время евреи проживают фактически в каждой стране мира. В каждом из поколений какая-то их часть оставляла веру своих отцов или ассимилировалась. В одни периоды у них были большие семьи (как среди евреев, проживавших в Российской империи), в другие их рождаемость сильно падала (как в двадцатом веке в Соединенных Штатах). Однако все еще значительное число иудеев в мире преданно следует своему древнему учению.
1 Флавий Иосиф. Иудейские древности. СПб., 1992. Т. 2. С. 81
204
Возвращение в Палестину евреи связали со своими древними надеждами и стремлениями, что в наши дни наполнило их предание особым смыслом. Если бы не Теодор Герцль и сионизм, начинавшийся как светское движение, и нацистская политика уничтожения, то, возможно, израильское государство никогда бы не было воссоздано. Более вероятно, что евреи в разных странах мира продолжали бы ассимилироваться другими народами и нациями. В наши дни происходит возрождение националистических настроений среди евреев, обращение к Ветхому Завету и горячей вере в то, что Израиль им обещан Богом, и они владеют им по божественному праву. Наиболее ортодоксальные иудеи смотрят на Израиль как на особое творение Бога. Даже христиане-фундаменталисты видят в возвращении евреев в Израиль свершение библейского пророчества. Те, кто понимает Библию буквально, ожидают возвращения Ар-магедонна после воссоздания Храма в Иерусалиме, как предска-зывется в Книге Пророка Даниила и в Книге Откровения.
Можно найти множество объяснений постоянных гонений на евреев. Везде они оказывались в меньшинстве, исповедуя странные религиозные обычаи и обряды. Развитое чувство национальной принадлежности, скрепленное памятью об их прошлом, строгие законы против смешанных браков и перехода в другую религию, закрытая структура их семей, все это помогло евреям выжить и сохраниться как народу. Интеллектуальные способности и большая работоспособность позволили евреям во многих странах занять высокое положение и стать богатыми. Заинтересованные в защите свободы от господствующей власти, они часто участвовали в либеральных или революционных процессах, создавали или примыкали к движениям протеста. Они становились легкой мишенью для антисемитов и оказывались козлами отпущения для демагогов, стремящихся к политической власти или экономической наживе. Жертвы наветов и провокаций, слухов и сплетен, евреи, к позору всего человечества, бесчестно и несправедливо подвергались жестоким гонениям.
Христианство и ислам являются уникальными верованиями, берущими свой исток и вдохновение в Ветхом Завете и древних иудейских пророчествах. Однако они являются у ни-
205
версальными миссионерскими религиями. Они стремятся обратить в свою веру и с радостью принимают в ее лоно людей любой национальностью. Напротив, иудаизм является религией одного народа и в высшей степени шовинистичен. Он провозглашает, что Бог вмешался в историю, чтобы наделить евреев особой ролью в ней. Иегова — Бог евреев. Иудаизм — закрытая религия, предназначенная только для тех, кто родился от матери-еврейки. Переход в иудаизм позволяется, и то неохотно, только тем инородцам, кто вступает в брак с еврейкой. Но даже и в этом случае они не считаются настоящими иудеями. Следует также пояснить, что обрядам инициации в иудаизме является обрезание мальчиков, обычно совершаемое в младенческом возрасте, исполнения которого трудно требовать от взрослых мужчин.
В определенном смысле выживание евреев на протяжении более тысячи последних лет основывается на неврозе, поддерживаемом и сохраняемом авторитетом традиции. Вся история этого народа остается вне соприкосновения с реальностью. Их понимание собственного существования основано на иллюзорной системе верований, а не на фактической истории. Этот невроз позволяет евреям цепко держаться за жизнь, но это же означает, что они обречены жить, держась друг друга, посреди враждебного окружения, поддерживая себя верой в моисеевы предания, ожидая пришествия нового иудейского мессии. Их религиозная система жестко регулирует их жизнь и моральный кодекс, наказание отступлений от которого оправдывается именем Бога. Благодаря ей у евреев сформировались трудолюбие, семейная верность и понимание интеллектуальных и духовных ценностей. Оказываясь в меньшинстве, они жили в отчуждении от социальных миров своих соседей.
Народы, среди которых евреи обосновывались, часто высоко оценивали их высокую трудоспособность и давали им возможность проявлять свои достоинства и преуспевать. Но часто их презирали за изолированность и завидовали их успеху. Заботливое обучение в семье и синагоге иудейскому учению об их избранности Богом сформировало у евреев комплекс превосходства. Ненавидимые и отвергаемые другими народами, они чувствовали свою особость. Размышляя над своими
206
священными книгами, написанными на древнееврейском языке, которого больше никто не понимал, они находили в них для себя глубокий мистический смысл. Это помогало сохранению их национального наследия, давало им силы противостоять мифологиям и верованиям чужих культур и препятствовало их переходу в язычество, христианство или ислам. Хотя многие, желая быть принятыми в других сообществах, обращались в иную веру и были потеряны для иудаизма, основное ядро евреев в каждом поколении оставалось преданным наследию своих предков, сохраняло и поддерживало иллюзорную систему иудейских верований и целей. Хотя евреям приходилось осваивать язык и культуру стран, в которых они селились, их древнее национальное наследие и религия сохранялись наряду с их новым гражданством.