Был ли Моисей магом?
О тесном союзе магии с религией в древние времена хорошо известно. Жрец, подобно фокуснику, обладал умением показывать чудеса, выходящие за рамки естественных представлений о реальности. Во время обрядов и церемоний он вызывал действия божественных и демонических сил. Люди верили, что эти магические обряды способны выполнить их желания и уменьшить их мучительные страхи. Дж.Фрезер в «Золотой ветви» писал, что «среди примитивных народов царь является одновременно магом и жрецом; ему часто приходится добиваться власти, демонстрируя искусные умения в белой и черной магии».1 Фрезер также указал: «Нигде, возможно, магическое искусство не культивировалось столь заботливо, нигде не вызывало столь великого почтения, не имели такого влияния на жизнь, как на земле фараонов».2
Похоже, что Моисей мог быть знаком с магией как элементом египетской религии его времени. Многие совершавшиеся египетскими жрецами церемонии похожи на обряды, практиковавшиеся Моисеем. Египтяне боялись гнева богов и верили, что он может быть сменен на милость благодаря подношениям и жертвам. Боги представлялись завистливыми существами, не терпящими непочтительного к ним отношения, их можно было привлечь на свою сторону служением и повиновением. Люди в те времена верили, что жрецы способны общаться с духами божеств. Те же использовали эту веру для воздействия и власти над своими приверженцами.
1 James George Frazier, The Golden Bough (New York: Mentor Books, 1964), p.34.
2 Ibid., p. 37.
222
Был ли Моисей магом? Прибегал ли он и его ближайшие соратники к искусству колдовства, обманывая своих доверчивых последователей и добиваясь их повиновения? В самой Библии говорится, что фараон, думая, что Моисей и Аарон пользуются магическими чарами, повелел своим магам и колдунам состязаться с ними.
Моисей и Аарон показали фараону свои чудеса как знак могущества Яхве. «И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами» (Исх., 7, 11). Моисей велел Аарону бросить жезл на землю, который тут же обратился в змею. Моисей и Аарон обратили воды Нила в кровь; река засмердела и рыба погибла в ней. И чародеи, которых позвал фараон, то же самое могли сделать. Затем Моисей наслал на Египет жаб. И снова чародеи смогли повторить это. Трудно сказать, сколь правдивы или выдуманы эти истории. Согласно Флавию Иосифу, который, без сомнения, знал об обвинениях Моисея в магии, фараон «назвал его гнусным обманщиком, который бежал когда-то от египетского рабства, а теперь хитро обставил свое возвращение и пытается своими фокусами и магическими представлениями ввести людей в заблуждение».1
Согласно Пятикнижью, Господь через Моисея вновь и вновь обрушивал на египтян беды: мошку, песьих мух, моровую язву, поразившую скот, воспаление с нарывами, сильный гром с градом, саранчу и тьму. Лишь после последнего бедствия — смерти первенцев в египетских семьях, — не затронувшего еврейских родов, фараон согласился отпустить евреев из Египта. Позже, передумав, фараон послал армию вернуть их. Яхве помог евреям — он осушил море и пропустил их но его дну, сомкнув затем воды над преследователями.
Как мы видели, языческая литература дает иное объяснение исхода. Согласно ей, Египет поразил мор. (Учитывая низкий уровень санитарии в то время, можно предположить, что такие эпидемии иногда случались, поражая значительную часть населения). В ответ египтяне изгнали рабов и чужеземцев, посчитав их источником заразы. Будучи не в состоянии понять естественные причины болезней и найти способы их предотв-
1 Флавий Иосиф. Иудейские древности. Т 1. С. 118.
223
ращения, они винили в них людей, не угодивших египетским богам. Это характерно для анимистического сознания, видящего в каждом явлении природы действие сверхъестественных духов и богов. Бежавшие евреи в свою очередь могли верить, что Бог Моисея настолько могущественен, что способен наслать ужасные болезни и стихийные бедствия на их хозяев египтян, а их самих спасти от преследования.
В Библии прямо говорится, что Моисей использовал магию, чтобы добиться своего от фараона и его двора. Древняя неиудейская литература подтверждает, что Моисей владел магическими способностями. На это указывают не только авторы, враждебно относившиеся к иудеям, но и сохранившиеся фрагменты древней литературы по чародейству и алхимии. Один свод папирусов по магии был собран и издан К.Прейзеиданзом.1 Они показывают, что Моисей был не только особым образом связан с Богом, но и написал несколько тайных магических трактатов.
Другие языческие источники говорят о том же. Плиний Старший в своей «Естественной истории» (I век н.э.), набрасывая краткую историю магии, пишет о секте иудеев, «происходящую от Моисея» и других, практиковавших магию. Похожие упоминания о Моисее как чародее встречаются в «Апологии» Апулея и «О благе» Нумения. Цельс писал о Моисее как маге, основывавшем свои чудеса на грубом обмане: «Пастухи и скотоводы, последовавшие за своим предводителем, были обмануты грубыми хитростями и потому думали, что есть только один Бог».2 Цельс защищал политеизм от монотеизма иудеев и христиан. Он пренебрежительно отзывался об иудеях: «Они поклоняются ангелам и предаются колдовству, в котором их наставником был Моисей».3 Он отвергает попытки установить древность еврейского народа возведением его родословной к библейским патриархам, которых он называет «первым поколением ловкачей и обманщиков».4
1 Papyri Magicae Graecae die griechishen Zauberpapyri, vol. 1(1928), vol. 2
2 Origen, Contra Celsus, I, 23.
3 Ibid. I, 26.
4 Ibid. IV, 33.м
224
Ориген в своем труде «Против Цельса» сообщает, что египтяне относились к Моисею «как к колдуну, который творил свои великие деяния путем обмана (магии)».1 Он приводит дополнительную критику Моисея египтянами, говоря, что «они не отрицали полностью могущественных чудес, совершенных Моисеем, но заявляли, что они были исполнены с помощью колдовства, а не божественной силы».2 Цельс считал, что вера в подобные чудеса присуща лишь «необразованным людям» и индивидам с «испорченными моральными качествами».
Я не буду подробно описывать разнообразные чудеса, которые случались с евреями во время их скитания по пустыне. Трудно сказать, происходили ли эти события в действительности и так, как о них рассказывается в Библии. Люди в древности часто приписывали действию божественных сил явления, которые в наше время вполне могут быть объяснены естественным образом. Элиас Ауэрбах пытался описать странствие евреев но пустыне в более реалистической перспективе.3 Он полагает, что число последовавших за Моисеем не превышало 12-13 тысяч человек, а не было столь огромным, как об этом говорится в Исходе, и что большую часть времени они провели в большом обильном оазисе Кадеш. Он считает, что беженцы не скитались по пустыне постоянно в течение сорока лет. Ауэрбах пишет, что источник, который, как описывается в Библии, Моисей извлек ударом посоха из скалы, скорее всего уже существовал в оазисе Кадеш. В Исходе рассказывается, что когда евреи возроптали от голода, то Господь послал им перепелов. Их было так много, что они заполнили весь стан. Ауэрбах пытается дать естественное объяснение этому «чуду». Мигрирующие птицы не редкость в пустыне. Они перелетают огромными стаями и делают остановки в оазисах. Возможно, что одна из таких стай села в Кадеше, когда там находились евреи. Библия описывает манну небесную как похожую на «кориандровое семя белое, вкусом же как лепешка с медом». Семена, соответствующие этому описанию, могут быть найдены в
1 Ibid. I, 43.
2 Ibid. Ill, 5.
3 Elias Aucrbach, Moses (Amsterdam: G.J. Ruys, 1953; английский перевод: Detroit: Wayne State University Press, 1975).
225
оазисе и в наше время. Они представляют собой сладкие, смо-лообразиые выделения тамариска.
Насколько правдоподобна гипотеза, что Моисей сознательно обманывал свой народ, заставляя его верить, что он обладает властью от Бога, направляющего его волю? Создавая из последовавших за ним разрозненных племен нацию с новым сознанием, Моисей и его ближайшие соратники могли подкреплять свои призывы и установления воззваниями к Богу, магическими чудесами, заклинаниями и колдовством. Несомненно, что Моисей был харизматический личностью, способной вызвать горячую приверженность и увлечь за собой множество людей, однако в значительной мере его лидерство основывалось на его умении творить чудеса. Так простой смертный, стараясь сохранить свою власть над паствой, постоянно вынужден убеждать ее в своей сверхчеловеческой природе.
Пока Моисей находился на горе Синай, принимая от Бога законодательные установления, евреи отвратились от Яхве. Они сделали из золота тельца и стали поклоняться ему. Для устрашения и наказания евреев Моисей приказал его сторонникам из племени Левиина убивать ослушавшихся. Согласно Библии, в тот день погибло около трех тысяч человек. Мы видим, что положение Моисея непрочно. Его авторитет часто надает, и ему приходится прибегать к запугиванию. Нет ни конституции, ни свода законов, организующих жизнь еврейского народа. Учреждая новое законодательство, Моисей опирается на Законы Хаммурапи, о которых он как образованный египтянин мог знать ранее. Однако он приписывает авторство законодательства Богу Яхве.
При скептико-реалистическом подходе Моисей предстает перед нами как человек с отталкивающими чертами, способный на вероломство и разные хитрости. Он выглядит высокомерным, тщеславным, коварным, вспыльчивым и мстительным, готовым убить того, кто противостоит ему. В отличие от Иисуса Христа, он мало сочувствует тому, кто расходится с ним во мнении. Такая оценка человека, известного и чтимого как великого пророка и законодателя (хотя его место в истории и покрыто тайной), может показаться резкой. Однако современное внимательное прочтение библейского текста подтверждает мой анализ этой личности. Я не отрицаю, что Моисей-законода-
226
тель был наделен важными качествами, что он мужественно выступил против фараона и у него хватило характера и упорства преодолеть со своей паствой великие бедствия. В Египте его времени процветал разврат. Жизнь обыкновенного человека мало ценилась. Практиковались человеческие жертвоприношения и даже каннибализм. Моисей был человеком своего времени. Установленные им моральные принципы он отчасти заимствовал от других, но законодательство, данное им евреям, в целом стало важным вкладом в развитие цивилизации.
Читая Библию, можно увидеть, что обстоятельства, сопутствующие явлению Бога Моисею и евреям, окутаны мраком. В Библии говорится, что Бог сошел на гору Синай «в огне». Гора была объята облаком, «и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх., 19, 18). Была ли в древности гора Синай вулканом, о чем мог знать Моисей, ранее находившийся в бегстве в Мадиамской земле? Использовал ли он извержение вулкана как свидетельство явленности Яхве?
В Библии рассказывается, что получение Моисеем Десяти Заповедей сопровождалось громом и молниями. Эта величественная и грозная картина как нельзя более соответствовала самому важному, переломному событию в становлении еврейского народа. Но можно предположить, что никакого извержения не было, а просто ближайшие соратники Моисея дули в трубы или разожгли большую заранее сложенную на горе печь. Мы уже говорили, что Моисей никому не разрешал подниматься с ним на Синай. На горе могло происходить что угодно. Никто не мог узнать, что именно. Моисей поднялся на гору, и ее скрыло облако. Он оставался там в течение сорока дней и ночей, чтобы затем принести заповеди, начертанные на двух каменных скрижалях. Хотя в Библии говорится, что заповеди на них были нанесены рукой Бога, скорее всего их более месяца делал сам Моисей. Известно, что на горе он был со своим слугой Иисусом Навином. Библия умалчивает, чем тот занимался. Может, он был ответственен за эффекты трубного гласа и грома, наблюдавшиеся на Синае? Для хорошего чародейства обычно нужен помощник.
Поклонение золотому тельцу могло сопровождаться расколом среди ближайших соратников Моисея. Возможно, по этой
227
причине ему пришлось позволить Аарону, Надаву, Авиуду и семидесяти старейшинам приблизиться к Богу на расстоянии и преклониться перед ним (Исх., 24, 1-2). Из Библии не совсем ясно, как это происходило: «И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых». Хотя «они видели Бога, и ели, и пили» (Исх., 24, 9-11). Часть правил и законов, введенных Моисеем, устанавливали многочисленные подношения еды и сокровищ Яхве. Фактически они присваивались жреческим коленом Левитов — властной элитой еврейского общества. Моисею с трудом удавалось сохранять свой контроль. В разное время его власть пытались присвоить Аарон и его сестра Мариамь. Позже Моисею удалось упрочить свой авторитет, вселить страх и благоговейный трепет в сердца евреев с помощью скинии собрания: «Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана» (Исх., 33, 7). Когда Моисей входил в скинию, каждый должен был вставать и стоять у входа в свой шатер. Если от скинии поднималось облако, и Моисей не мог войти в нее, тогда евреи отправлялись в путь: «Ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева, во все путешествие их» (Исх., 40, 38. ) Если же облако не поднималось, то все оставались на месте. В Библии мы читаем, что когда Моисей выходил из скинии, около нее оставался уже упоминавшийся нами Иисус: «А служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии» (Исх., 33, 11).
Мы можем лишь догадываться, что делал Моисей в скинии. Действительно ли он говорил там с Богом или вместе с Иисусом с помощью магии из какого-то неведомого вещества создавал облачный столб, нависавший над скинией? Иисус оказывается самым близким человеком для Моисея. Он был при нем с детства и принял власть после его смерти. Иисус должен был быть посвящен в магическое искусство и помогать Моисею в чародействе. Именно Иисус ответственен за придание иудаизму его формы.
Скиния собрания является центральным местом для Моисея. Именно в ней он хранит священный ковчег Завета, рядом с ней исполняет жреческие и властные обязанности.
228
В Библии рассказывается, как Моисей ввел Аарона и его сыновей в скинию, где помазанием посвятил их в священники. Так Моисеем была установлена жреческая преемственность. Левиты на втором году исхода должны были заботиться о скинии и всем ее снаряжении. Они были ответственны за установление шатра и его сборку при смене стана. Моисей так боится разоблачения, что ставит охрану. В тексте читаем: «А если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Числ., 1, 51).
Однажды возникла серьезная опасность разоблачения. Только Моисею, Иисусу и Аарону позволялось входить в святую святых скинии собрания. Как-то раз «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им» (Лев., 10, 1). За это они были сожжены Яхве: «И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев., 10, 2). Моисей рассказал о строгих предосторожностях, которые нужно соблюдать при приближении к скинии, и повелел Аарону и его оставшимся сыновьям не скорбеть о гибели Надава и Авиуда. Позже огонь использовался против тех, кто пытался оспорить власть Моисея.
Всякое объяснение этих событий чрезвычайно сложно и основывается на предположениях. Мы не можем достоверно знать, что происходило. Возможно, в лучшем случае, библейские описания лишь отголоски реально происходившего. Если же мы допускаем их историческую реальность, то, я думаю, мы можем предположить иную гипотезу взамен традиционного взгляда на Моисея. Он мог страдать формой шизофрении, при которой человеку кажется, что он слышит голоса или получает откровения свыше, и использует различные средства, чтобы убедить в своих сверхъестественных способностях других.
Для нашего анализа гораздо интереснее случаи, когда власть Моисея оказывалась под угрозой, и те средства, к которым он прибегал для избавления от опасности. Жизнь израильтян во время их блужданий по пустыне была трудной. Однажды изнуренный скитаниями еврейский народ возроптал на Господа. Разгневался Яхве: «И Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край
229
стана» (Числ., 11, 1). Лишь после молитв Моисея к Богу огонь стих. Мы видим, что Моисей пользуется огромным доверием. В той же главе рассказывается о том, как Господь послал евреям перепелов. Перед этим Моисей собрал семьдесят старейшин и поставил их около скинии: «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали» (Числ., 1, 25). В библейском тексте нет подробностей описания встречи старейшин с Богом. Слова «Взял от Духа на нем и дал им» можно трактовать еще и так, что Моисей в трудный для евреев и тем самым для его власти период заручился поддержкой старейшин, отдав им взамен (может быть на время) самое важное властное право того времени — говорить от имени Бога. Здесь же мы читаем, что двое старейшин Елдад и Модад остались в стане, но на них также снизошел дух и они стали пророчествовать. Иисус стал кричать Моисею, чтобы он запретил им делать это. Моисей упрекает Иисуса в ревности и вздыхает о том, чтобы Господь на всех послал Дух и они стали пророками.
В другой раз против единоличной власти Моисея восстают Аарон и его сестра Мариамь. Они спрашивают: «Одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» (Числ., 12, 2). Согласно Библии, внезапно Господь сказал им и Моисею выйти к скинии собрания. Обвинив Аарона и Мариамь в незаслуженных обвинениях в адрес Моисея, Господь воспламеняется на них своим гневом. В наказание Мариамь покрылась проказой и семь дней находилась в изгнании вне стана.
Однажды группа евреев, ходивших смотреть Ханаанскую землю, обещанную их народу Яхве, испугалась населявших ее племен и, возвратившись, возроптала на Бога. Они стали подговаривать людей возвратиться в Египет и избрать себе нового начальника. В Библии говорится, что Яхве был в гневе, он истребил возроптавших и пригрозил, что евреи будут скитаться по пустыне сорок лет, и в обетованную землю не смогут войти те, кому сейчас более двадцати лет. Моисей был постоянно вынужден защищать свою власть. Пока его народ оставался кочевым, без крепких корней на земле, у него было больше возможности подчинять его себе. Израильтяне блуж-
230
дали по пустыне сорок лет. После смерти Моисея Иисусу удается возглавить войско и, захватив Ханаанскую землю, основать там новую нацию.
Еще одно серьезное выступление против Моисея было предпринято Кореей из племени Левитов и 250 именитыми евреями. Они сказали Моисею и Аарону: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ., 16, 3). Моисей избирает новую тактику. Оказавшись в безвыходном положении, он пал ниц перед Кореем и его сообщниками, говоря, что завтра утром Господь объявит того, кто свят. По всей видимости, заговор возник среди жреческого племени Левитов. С тех пор как Моисей позволил левитам охранять скинию собрания, они захотели больших привилегий и власти. Почувствовав серьезность заговора, Моисей приглашает их к скинии с кадильницей с зажженным курением. Двое заговорщиков, Дафан и Авирон, отказываются прийти, отвечая: «И ты еще хочешь властвовать над нами! Привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? Глаза людей сих ты хочешь ослепить? Не пойдем!» (Числ., 16, 13-14). Согласно Библии, шатры с имуществом Корея, Дафана и Авирона и их 250 сторонников поглотила разверзнувшаяся земля. Более вероятно, что их гибель была устроена самим Моисеем с его приспешниками. Неясно, как это было сделано, но 250 человек с зажженными кадильницами могли легко быть подожжены и сгореть в огне. Было ли сделано это Яхве или маккиаве-левской хитростью Моисея, этого жреца-царя-пророка-мага?
Еще одна изощренная хитрость Моисея. Он собирает перед скинией собрания старейшин двенадцати колен. Каждый из них должен принести жезл и написать на нем свое имя. На следующий день Моисей вошел в скинию и «вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Числ., 17, 8). Было ли это чудо сотворено Яхве или оно явилось результатом человеческой хитрости? Можно представить, что Моисей и Иисус подменили жезл Аарона точной копией, срезанной с миндального дерева. Ведь никому, кроме нескольких доверенных, не разрешалось входить или приближаться к скинии иод страхом смерти.
231
Моисей через Яхве вновь говорит Аарону, что он, его сыновья и другие члены колена Левиина должны исправно охранять скинию собрания. Они должны нести службу в скинии, но им запрещается приступать к «вещам святилища и к жертвеннику, дабы не умереть и им и вам». (Числ., 18, 3). Они должны заботливо исполнять свои священнические обязанности, ежедневно наблюдать за алтарем и за тем, что находится за занавесом, однако любой посторонний, кто войдет в скинию будет предан смерти. Что за великая тайна хранится внутри скинии, которую Моисей хочет скрыть любой ценой, убивая всякого, кто захочет ее узнать?
Моисей мог управлять своей паствой только с помощью кровавого насилия. Абсолютный диктатор, он никому не позволяет усомниться в своей (или Яхве) власти. Устраняется всякий, перечащий его воле. Удивительно, что история не осудила Моисея. Возможно потому, что он начал свою деятельность как освободитель, а люди склонны со снисхождением относиться к тем, кто освобождает народ от гнета, даже если впоследствии они становятся жестокими и развращенными, нарушают установленный ими самими моральный кодекс.