Постскриптум
Что можно сказать о современной истории евреев? На мой взгляд, антисемитизм не может быть объяснен просто давней и иррациональной неприязнью к евреям или психологической потребностью в козле отпущения. Отчасти он уходит корнями в исключительные практики и верования евреев. Поводом для него может являться мифологическая основа иудаизма: само понятие трансцендентного божества, объявившего евреев избранным народом. Этот миф выдержал тяжкие удары времени и угнетения. Следование ему ведет к формированию осадной ментальности, в которой высшими добродетелями, в какой бы культуре евреи не оказывались, становились выживание и собственные достижения. Важно, что сегодня верующие иудеи критически пересматривают источники библейской веры, поскольку их приверженность иудаизму основывается на культурной практике, этнической и генетической принадлежности, а не на божественных началах. В наше время евреи находятся под воздействием современной науки, философии и литературы, многие из них свободны от слепой верности синагоге и религиозной традиции. Выдающиеся секулярные евреи — Спиноза, Маркс, Фрейд, Эйнштейн и другие — стали родона-
246
пальниками новых интеллектуальных традиций и внесли значительный вклад в мировую культуру.
Прискорбно, что в некоторых обществах к евреям, оставившим веру своих отцов, продолжают относиться как к иудеям и ненавидеть их. Нацисты считали евреем всякого, у кого евреем были отец или мать. Для людей, враждебно относящимся к евреям, определяющим оказывается их родовая принадлежность, а не то, кем они являются сами по себе, несмотря на то, что человек должен оцениваться по тому, во что он верит и делает, по его ценностям, стремлениям, убеждениям и поступкам. Можно покинуть католицизм или протестантизм, буддизм или ислам и ассимилироваться в иных культурах, смешаться с другими обществами и нациями. Постоянно возникают новые национальности. Например, в современных американцах течет кровь многих этносов и рас. Странствующие евреи намного дольше, чем другие народы, существовали в культурной изоляции, однако с ростом секуляризма они, как и другие народы, вольются в магистральное течение человеческой истории. Евреи космополиты и интернационалисты, граждане всех наций. Их религиозная вера, часто становившаяся барьером, препятствующим их полной интеграции и ассимиляции, оказывается на поверку поблекнувшей национальной памятью, основанной на мифе, а не на исторической реальности.
Если бы не ужас Холокоста и его последствия, современный иудаизм мог бы постепенно сойти на нет, особенно в секуляризованных западных обществах. Горькая намять о долгих преследованиях прочно связывает евреев с их национальными корнями, вдохновляя их на сильную и часто некритическую верность Израилю.
В наше время государство Израиль существует как политико-географическое образование. Как таковое оно имеет право на существование, как и любое другое национальное государство. Тем не менее, с точки зрения гуманистической перспективы его целью должно стать создание гуманистического светского государства (как того хотели первые сионисты), открытого для людей всех национальностей и религиозной принадлежности. В нем не должны нарушаться права человека. Правда, нужно признать, что сегодня практически все арабские госу-
247
дарства не являются светскими и демократическими, большинство из них догматически следуют религии Ислама. Несправедливо требовать от Израиля абсолютного открытия своих границ и беспрепятственного въезда до тех пор, пока ему не будет гарантирована безопасность.
Современные израильтяне, опасаясь повторения Холокоста, воевали со значительно превосходящими их армиями арабов. Многие из них верили, что защищая Израиль от арабов, они тем самым исполняют пророчества об обещанной им Богом земле. Они изгнали и не позволили вернуться палестинцам. Такое уже бывало в истории. Первые европейские переселенцы в Америке и Австралии захватывали земли аборигенов и индейских племен. Притязания евреев основываются на исторических, политических, военных и экономических факторах. У них нет божественного или вечного права на эту землю. Их права на нее обусловлены их проживанием в ней и ходом истории. В этом смысле современные израильтяне имеют такое же право на Палестину, какое прежние палестинцы — на Иордан. У евреев, живущих вне Израиля, особенно не исповедующих иудаизм, нет никакой привязанности к нему, кроме, быть может сентиментальных чувств или воспоминаний о гонениях, выпавших на долю еврейского народа.
Перед всеми изолированными обществами стоит важная моральная задача вырасти из архаической этнической ограниченности и развивать новые и более тесные отношения со всем человечеством. Общая история человечества основывается на памяти о древних цивилизациях. Иерусалим, Афины, Рим, Дамаск, Мекка и Пекин, все они внесли вклад в мировую культуру. Но у нее нет независимого политического статуса. Культурные достижения являются достоянием всей цивилизации. Новым избранным народом являются граждане мирового сообщества. Гуманистическая миссия заключается в создании мира без разделений но расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, в котором равные права человека и ценность человеческой личности основываются на факте принадлежности к человечеству.
Вот почему вместо Десяти Заповедей я предложил бы следующие десять тезисов:
248
1. Моисей, если он реально существовал, мог быть египтянином.
2. Вероятно, он был магом.
3. У нас нет доказательств того, что он общался с Богом или получал откровения свыше, хотя он и мог в это верить.
4. Евреи не являются сохранившим свою чистоту этносом, в их венах течет кровь многих народов.
5. Они не являются богоизбранным народом. Этот миф создан Моисеем и сохранялся последующими пророками и священниками.
6. Самоидентичность евреев и их отчужденность связаны но большей части с их прошлым, укорененном в мифе о богоизбранности.
7. Моральный кодекс Ветхого Завета ограничен временем и местом своего возникновения. Он должен быть радикально изменен и дополнен, а в чем-то отвергнут.
8. Не только евреям, но и другим жителям Израиля, имеющим свою отличительную политическую, культурную и языковую идентичность, должно быть дано право на самовыражение.
9. Евреи должны стать частью мирового человечества, как и все другие народы.
10. Подлинными пророками еврейского народа являются те из них, кто родился после эпохи Просвещения — ученые, художники, артисты, писатели, философы и ученые. Их новой этической миссией является освобождение человечества от слепой веры в божественный авторитет, культивирование рациональности, творчества и секулярного универсализма.