Исторические документы
Мы уже указывали на трудность установления достоверности текстов Ветхого и Нового Заветов, особенно деяний пророков. В еще большей степени это относится к Мухаммаду и исламу. Этому вопросу посвящена обширная мусульманская филологическая и историческая литература. Так же как иудейские и христианские нервоисточники, исламские письменные свидетельства содержат легенды и мифы. По-видимому, не сохранилось, если, конечно, она существовала, никакой критической или еретической литературы, написанной мусульманами или приверженцами вытесненных исламом различных религиозных групп. В настоящее время существует настоятельная необходимость с помощью современных научных методов исследовать происхождение ислама.
251
Рассмотрим два основных на сегодняшний день источника. Первый из них — сам Коран. Согласно мусульманским фундаменталистам, каждое слово Корана — вечно и божественно но своему происхождению. В действительности же способ, каким собран Коран, хорошо известен. Он разделен на суры или главы, состоящие из аят или строф. Он полностью состоит из предписаний и откровений Мухаммада, полученных им, как он говорил, от ангела Джибрила, или — непосредственно от Аллаха. Получив свои «вдохновения», он в тот же миг, или короткое время спустя, излагал их родственникам, друзьям или приверженцам, записывавшим их на коже, камне, пальмовых листах или других, оказывавшихся под рукой, материалах. Мухаммад продолжал получать откровения на протяжении двадцати трех лет, вплоть до своей смерти. Неизвестно, насколько полно они сохранились. Маловероятно, чтобы после смерти Мухаммада было собрано все, что он передавал. Многие из откровений имели значение, не выходящее за рамки частных жизненных ситуаций.
Мухаммад наговаривал откровения. Его ученики заучивали их наизусть и передавали другим. Спустя годы они стали читаться в мечетях и произноситься нараспев в медресе и общественных местах. Учение Мухаммада вызывало глубокий трепет и благоговение, чтецы старались воспроизводить суры с наибольшей точностью и гордились своей способностью запоминать их дословно. Известно, что устная традиция часто искажает первоначальное знание, выделяя и усиливая то, что прежде имело меньшее значение, и наоборот. У нас нет уверенности, в том, что Коран передает откровения такими же, какими они были изначально. Только после смерти Мухаммада его первые ученики — родственники и друзья — собрали вместе все имевшиеся записи, названные Кораном (от араб, кара'а — читать).
Первым человеком, собравшим суры, был Саид, приемный сын Мухаммада и один из первых обращенных. Саид расположил их не в хронологическом порядке, а по величине сур — сначала длинные, затем короткие. Поскольку Саид часто читал их в присутствии Мухаммада, его вариант расположения текстов считался достоверным. Однако со временем в него были привнесено множество изменений и дополнений. Появились различные варианты Корана. Еще одна попытка составления
252
Корана была сделана при третьем арабском халифе Османе. Его вариантом Корана, составленным спустя двадцать лет после смерти Мухаммада, мусульмане пользуются и сегодня. Исследователи уверены, что он достаточно точно передает большую часть откровений Мухаммада.
К сожалению, часто невозможно точно датировать время создания той или иной суры или определить контекст ее происхождения. Многие фрагменты более ранних откровений были вытеснены поздними фрагментами или противоречат им. Тем не менее, Коран остается уникальной книгой, способной пробуждать сильное чувство набожности у многих поколений верующих, завороженных ее выразительной поэтикой и мощью.
Вторым источником но ранней истории ислама, помогающим понять Коран и узнать о жизни Мухаммада, является священное предание ислама — сунна, основанная на хадисах («традициях»). Этот источник с еще большим трудом можно признать правдивым. Он состоит из воспоминаний о Мухамма-де, поведаных его друзьями и последователями, передававшихся устно из поколения в поколение, со временем собранных и записанных. Айша, любимая жена Мухаммада, говорит о 1210 преданиях, записанных ею самою. Первые последователи Мухаммада испытывали глубокое воздействие его сильной харизматической личности. Их называют спутниками Мухаммада. Большинстве из них были простыми кочевниками или воинами. Их свидетельства не могут приниматься без оговорок, особенно если принимать во внимание, что, подобно авторам Нового Завета, фактически все спутники Мухаммада были распространителям новой веры. После смерти Мухаммада многие из них пришли к власти в расширяющейся империи ислама и были заинтересованы в приукрашивании легенды о нем. Более вероятно, что второе и третье поколение мусульман еще больше изменили историю жизни основателя ислама, как христиане — предание об Иисусе.
Почитание личности Мухаммада со временем возросло еще больше, и даже прядь его волос стала считаться бесценной реликвией. По мере того, как ислам распространялся в Азии и Африке, множилось число рассказчиков, известных как собиратели, сочинявших новые легенды о пророке. Спустя два столе-
253
тия после смерти Мухаммада уже существовало множество вымышленных историй о нем, тем не менее вошедших в сунну.
Главным при изучении религии является отделение фактов от вымысла. Непреодолимая трудность, с которой сталкивается объективный научный исследователь, заключается в том, что ислам строго ограничивает свободное исследование. Иногда отступивший от дозволенных истолкований ислама предавался смерти. Нам известно, что у Мухаммада были противники. Когда он впервые возвестил свои истины, некоторые сочли его сумасшедшим. Отголоски этой борьбы можно найти в Коране и сунне. Но нам не известны ни характер их скептицизма, ни аргументы против ислама.
Самые ранние биографии Мухаммада были написаны спустя 120-200 лет после его смерти и содержат описания чудесных событий, в которые трудно поверить и которые еще труднее подтвердить. Тем не менее можно проникнуть в некоторые ключевые подробности жизни Мухаммада и даже в его пророческие переживания.1
1 Мусульманское летоисчисление (м.л.) начинается с Хиджры, бегства Мухаммада и его сторонников из Мекки в Медину в 622 г. по христианскому летосчислению. Среди первых мусульманских историков, чьи труды часто цитируются и считаются заслуживающими доверия — Мохаммед Ибн Ис-хак (ум. около 151 г. по м.л.), Ибн Хисам (ум. в 213 г.), Аль-Вакинди (ум. 207г.), его секретарь Ибн Саид (ум. 230 г.) и Ат-Табари (ум. 310 г.).
254