Первые откровения
Откровения начались при любопытных обстоятельствах. Мухаммад ходил на каменистый склон горы неподалеку от Мекки, где медитировал долгие часы. Иногда он проводил в уединении целые дни и ночи в пещере у подножия горы Хира. Временами его сопровождали жена (или семья). По-видимому, Мухаммад переживал духовное смятение, испытывал сильную депрессию, возможно, это был кризис зрелого возраста. Согласно традиции, он серьезно думал о самоубийстве, хотел броситься со скалы в пропасть. Все это время он переживал яркие сны и мистические видения. Испытывая глубокий религиозный кризис, Мухаммад стал сомневаться в божествах и морали своей политеистической культуры, искал путь к монотеизму, выраженному в древних библейских манускриптах. Это
254
говорит о его знакомстве с религиозными преданиями иудаизма и христианства. Если у тех народов были пророки, получавшие свои откровения от Бога, то почему бы не иметь их и арабам? Так Мухаммад готовился к откровениям, которые он выражал потом в восторженной поэтической форме.
Большинство историков считают, что первые и наиболее важные откровения содержатся в Суре 96, строфы 1-5. В них Мухаммад рассказывает о своих встречах с божественным посланником. Однажды после скитаний среди скал Хиры, возможно, погрузившись в глубокую медитацию и тревогу, он внезапно испытал видение. Могущественное существо спустилось с небес и вплотную приблизилось к нему. Мусульманская традиция говорит, что это был ангел Джибрил, посланник Аллаха. Ангел трижды повторил слово iqraa (повторяй, читай, провозглашай). «Что я должен повторить?» — в изнеможении спросил Мухаммад. Наконец было произнесено:
«Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил —
сотворил человека из сгустка.
Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом,
научил человека тому, чего он не знал».1
Голос властно повелевал ему проповедовать весть, ниспосланную свыше. Мухаммад был преисполнен видением. Он унал на колени и пополз, испытывая трепет в груди. Придя в себя, он поспешил домой рассказать Хадидже о пережитом ужасе. Согласно хадитам, Хадиджа успокоила его и заверила, что он находится в здравом рассудке. Она уверила его, что ему было дано пророчество. Хадиджа рассказала об этом своему брату Вараку, знавшему иудейские и христианские книги. Варак объявил, что Мухаммаду были даны пророческие откровения. Некоторые комментаторы считают, что без моральной поддержки Хадиджи он бы никогда не осмелился провозгласить себя пророком.2
1 Все цитаты приводятся по изданию: Коран, М. 1991. Пер. И.Ю.Крачковского.
2 Нижеследующее мнение о первом религиозном откровении Мухаммада принадлежит Аль-Вакиди: «Первоисточником вдохновения Мухаммада были подлинные видения. Каждое видение было ясным, подобно утренней заре. Они вновь вызывали любовь к уединению. Он часто приходил на
255
Хотя у нас нет точной хронологии жизни Мухаммада, весьма вероятно, что нескольких месяцев после первой встречи Джибрил не посещал его, и он испытывал необъяснимые переживания. У него вновь возникли сомнения. Чувствуя сильную психологическую усталость, он должен был увериться, что не повредился умом или что в него не вселился джин (злой дух).
гору Хира, где проводил дни и ночи. Затем, влекомый привязанностью к Хадидже, он возвращался домой. Это продолжалось столь долго, пока истина не открылась ему в пещере. Мудрость снизошла на него. Он скитался среди холмов, когда ангел с небес воззвал к нему: «О Мухаммад! Я Джибрил!» Мухаммада охватил ужас. Подняв голову, он увидел ангела. Мухаммад поспешил домой рассказать жене о случившемся. «О Хадиджа, — воскликнул он, — ни к чему я не испытывал такого отвращения как к этим идолам и гадалкам, а сейчас, воистину, я опасаюсь, что сам стану прорицателем». «Нет, — ответила его верная жена, — Господь не допустит этого», и привела много добродетелей его в подтверждение своих слов. Затем она отправилась к своему брату Вараке и все ему рассказала. «О Боже, — сказал старик. — Он сказал правду. Это начало пророчества, и снова снизойдет на него Великий Намус, как снизошел он на Моисея. Это бремя вверено ему, потому что он думает не о чем попало, но обретает надежду в душе своей. Если ему суждено стать пророком, то пока я жив, без сомнения поддержу его».
«Итак, первая сура, открытая Мухаммаду, 96-ая, строфы 1-5 «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил»и т. д., была ниспослана ему в пещере Хиры. После этого он ждал Джибрила, но тот не являлся ему. Подавленный, он с тех пор бродил в безудержных поисках от одной горы к другой. Так самоистязающий себя, однажды он внезапно был остановлен гласом с небес. Он посмотрел наверх и увидел Джибрила на троне между небом и землей, сказавшего ему: «О Мухаммад! Ты воистину пророк Господа, и я — Джибрил!» Мухаммад вернулся домой. Аллах успокоил его и укрепил его сердце. После этого откровения стали часто посещать его одно за другим». Цит. по William Muir, The Life of Mohammed: From Original Sources, ed. Т.Н. Weir (Edinburg: John Grant, 1912), pp. 49-50.
Следущий отрывок Ибн Хисама и Аль-Тараби о первом вдохновении несколько отличается от версии Аль-Вакиди. Согласно им, Мухаммад был в пещере не один: «Ночью, когда Господь милостиво оберегал его, Джибрил явился в пещеру, где Мухаммад ночевал со своей семьей. Джибрил держал в руке кусок шелка с письменами и повелел: «Читай!» Мухаммад ответил: «Я не умею читать». Тогда ангел охватил его так крепко, что Мухаммад подумал, что настает его смертный час. Второй раз повелел Джибрил: «Читай!» Преодолев сильное страдание, Мухаммад ответил: «Что я должен читать?» Джибрил продолжал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил» и т. д. повторение Суры 96. Когда он закончил, ангел исчез. И «слова, — поведал Мухаммад, — были будто высечены в сердце моем». Внезапно он почувствовал присутствие злых духов, и его охватило стремление покончить свою жизнь. Как только он поспешил наружу с желанием броситься в пропасть, то был остановлен вновь появившимся Джибрилом и надолго остался стоять, скованный его взглядом. Потом видение исчезло. Он вернулся к Хадидже, которая, встревоженная его исчезновением, послала на поиски гонцов в Мекку. В ужасе он прижался к ее ногам и поведал о случившемся. Она утешила его, уверив, что он непременно станет пророком, и Барака поддержал ее веру». Ibid., p. 50.
256
Впоследствие Джибрил вновь явился ему, провозгласив его истинным пророком Аллаха. Мы читаем в суре 68:1-5:
«Клянусь письменной тростью и тем, что пишут!
Ты по милости Господа твоего не одержимый,
и, поистине, для тебя — награда неистощимая,
и поистине, ты — великого права.
И вот ты увидишь, и они увидят, в ком из вас испытание».
Только тогда Мухаммад уверовал в подлинность услышанных им голосов и убедился, что они являются ему извне. Он был уверен, что может отделить свои собственные внутренние мысли от откровений, которые являются ему от Бога. Вначале он пытался держать откровения в тайне, доверяя их только своей жене, поддерживавшей его веру в божественность его пророчеств. Уверовав, что он является пророком Аллаха, Мухаммад стал высказывать свои откровения более открыто. Он призывал людей к вере в Аллаха — Бога единого, — начало всего сотворенного и судьи человеческого.
Согласно Корану, сначала слышавшие его насмехались над ним. Они считали его одержимым демонами и обвиняли в колдовстве и магии. Традиция сохранила различные истории о видениях Мухаммада. В одной из них рассказывается, как однажды Хадиджа посадила своего мужа на свое левое колено, затем на правое, но его видения продолжались. Когда она сдвинула свою вуаль и открыла тело,.дух исчез, что должно было свидетельствовать о его целомудренности и благопристойности. Хадиджа воскликнула: «Радуйся, мой родной, ради Господа! это ангел, а не дьявол». В другой раз, ужаснувшись своему переживанию, Мухаммад попросил Хадиджу поддержать его. Она постоянно помогала ему справиться со страхом.1
1 Эти истории Ибн Хисама и Ат-Тараби приводятся в Muir, Life of Mohammed, p. 51.
257