Куртц П. - Искушение потусторонним / IX. Муххамад - пророк ислама / Покорность Аллаху — высшая добродетель

Покорность Аллаху — высшая добродетель

Обладает ли ислам, его этические и политические нормы определенными достоинствами? Конечно, этико-социо-полити-

274

ческая система, которая существует почти 1400 лет и продолжает оказывать глубокое влияние на жизнь сотен миллионов мусульман, должна иметь глубокие практические основания. Во-первых, она установила порядок и гармонию в различных облас-ях жизни. Она заменила случайные обычаи, анархию и хаос системой законов и предписаний. Во-вторых, она содержала этический кодекс, управлявший жизнью многих поколений людей. В-третьих, ислам дал новый смысл существования людям, жившим в суровых и тяжелейших условиях. Он помогал преодолеть страх и беспокойство, давал утешение страдающим душам, ищущим рай как избавление от жизненных тревог. В-четвертых, ислам вдохновлял художников, поэтов, философов и ученых.

В свое время Ислам был более прогрессивной религией, чем иудаизм и христианство. Вид монотеизма, установленный Мухаммадом, в отличие от иудаизма (предназначенного только для «избранного народа»), был более универсальным, доступным всем людям, независимо от расы, этноса или национальности. Он предполагал определенную форму равенства: он был обращен к богатым и бедным, мужчинам и женщинам, правителям и поданным. В отличие от христианства ислам не создал сверхъестественной мифологической картины высшего божества, творящего чудеса. Он не образовал сильное сословие священников или иерархию, в отличие от той, которая недавно создана в Иране. Ислам не выработал сложных обрядов и ритуалов, не погряз в мистических абстракциях, непостижимых для обычного человека. Мусульманин должен молиться пять раз в день; он должен поститься в дневное время в месяц Рамадан; он должен, если сможет, совершить паломничество в Мекку; он должен быть милосердным и справедливым. Ислам содержит строгие правила относительно алкоголя, карточных игр, ростовщичества и прелюбодеяния. Ислам, однако, не отвергает телесные удовольствия или секс, в отличие от образа жизни христианских отшельников и монахов, но пытается сбалансировать физические удовольствия и духовное благочестие. В исламской религии рай не является местом, где вечно иоются гимны (трудно представить себе что-то худшее), но местом, где продолжается наслаждение земными удовольствиями. Такая религия была привлекательна, в

275

результате чего ислам во многих частях мира стал распространяться быстрее, чем христианство.

К сожалению, у ислама есть серьезные отрицательные черты. Он сохранил набор моральных ценностей, не все из которых подходят для постмодернистского мира. Главным недостатком ислама, но крайней мере для гуманиста, является его первопршщип — мы должны преданно служить Богу. Это положение заложено в Коране. Но у нас нет никаких достоверных доказательств существования Бога/Аллаха, да и того, что Мухаммад получал откровения от Аллаха, или что существует загробная жизнь. Почему мы должны вверять свою судьбу ложной доктрине и подчинять себя ее власти?

Этическая система ислама одобряет тотальное психологическое давление, она слабо верит в способность человека своими силами достичь благополучия в жизни. Стремление вывести моральные обязательства из божественного источника мешает попыткам создать автономные моральные принципы и ценности, основанные на разуме и проверяемые но их конкретным результатам. Следуя тому, что самопровозглашепный пророк сказал 1400 лет назад, мусульмане ограничивают права свободного разума и критического научного познания, имеющих целью создание современных этических ценностей и социальных институтов, отвечающих реалиям меняющегося мира.

Мусульманская традиция пытается жестко регулировать все стороны жизни. Она практически не оставляет возможностей для свободы выбора и совести. Она снижает способность личности в самой себе открывать источник истины, красоты и достоинства, независимые от религиозной традиции. Она ограничивает любые моральные свободы, не признаваемые Кораном или исламскими законами. Подчинение религиозной традиции нивелирует индивидуальность.

Ислам содержит ряд конкретных положений, не отвечающих современным правовым и моральным нормам. Например, лишает женщин равной возможности получать наслаждения и реализовать свои способности. Половая дискриминация обосновывается в исламе ссылкой на то, что так установлено Пророком. Тем не менее, верно, что Мухаммад помог избавить женщин от некоторых варварских традиций. Например, раньше отец,

276

не желая иметь дочь, мог заживо похоронить только что родившуюся девочку. Мухаммад запретил это делать. Хотя Мухам — мад практиковал полигамию, женщинам были даны некоторые права: право обладать или наследовать собственность, мужчинам запрещалось жестокое обращение с женщинами. И все же большинство женщин были отгорожены от жизни, отстранены от полного участия в экономической, социальной и политической жизни. Правда, что иудаизм и христианство во времена своего возникновения тоже отражали предубеждения той эпохи. Однако из этого не следует, что мы должны закрывать глаза на то, что в Коране не признаются равные права женщин. Покорность Корану так глубока, что не только мужчины, но и женщины в мусульманских странах следует этой устаревшей традиции, с готовностью подчиняясь господству своих мужей и отцов.

Права свободы мышления и свобода совести как основные права человека признаются исламом в неполной мере. После смерти пророка ислам создал богатую интеллектуальную литературу. В эпоху арабского возрождения процветали учения и искусства. Если бы не ислам, многое из великой древней литературы языческого мира было бы потеряно для христианской Европы. Переоткрытие этих работ в монастырях в двенадцатом и тринадцатом веках способствовало возрождению образованности и появлению Ренессанса.

Поскольку ислам предполагает всесторонний контроль за жизнью общества, которая должна быть посвящена Богу, в нем почти не остается места для принципа разделения церкви и государства, который привел на Западе к секуляризации культуры, религиозному освобождению и свободомыслию. Верно, что ислам предполагает определенную степень терпимости к другим религиям. Но эта терпимость не распространяется на тех, кто был рожден в мусульманском мире. Самый большой грех для мусульманина — вероотступничество или безверие. Сегодня это привело к подъему фанатизма среди мусульман-шиитов в Иране и Ливане.

Пока исламский мир не переживет собственного Ренессанса и Просвещения, идея уважения человеческой свободы с трудом будет приживаться в нем. Возможно, что секуляризация, демократизация и признание права на инакомыслие начнут но-

277

лучать свое место в исламских странах, поскольку они связаны с другими регионами мира торговлей и коммуникациями. Возможно, что продолжающееся экономическое и технологическое развитие исламских стран вызовет в них потребность в научных исследованиях, которые могут процветать только при условии свободного познания.