Вступление

Поскольку корни великих монотеистических религий скрыты в далеком прошлом, то подчас трудно, если вообще возможно, подтвердить достоверность самих ситуаций пророчеств. Я обнаружил, тем не менее, что для религий характерны типичные психологические и социологические закономерности. Хотя Моисей, Иисус и Мухаммад заявляли о себе, как о своего рода медиумах божественных посланий, можно предложить, что это было нечто иное. Возможно, эти люди были одержимыми, верящими в свою божественную миссию, и одновременно умело обманывали доверчивых последователей, уверяя их в божественности своих откровений и проповедей. Конечно, можно возразить, что мою гипотезу нельзя проверить. Но так как существуют определенные данные, подтверждающие ее, то она остается рабочей, хотя и достаточно умозрительной.

Существуют ли свидетельства современных аналогичных процессов, могущих подтвердить мой тезис? Известно множество примеров того, когда люди заявляли о данных им откровениях свыше, однако влияние этих свидетельств оказывалось незначительным, а их авторы не стали основателями новых религий. В одних случаях была слишком очевидной абсурдность такого рода заявлений, в других — не находилось достаточного числа учеников, которые могли бы продолжить их дело. История показывает, что большинство пророков проиграли в борьбе за души людей. Только немногим удалось добиться исключительного признания. Сегодня имеется достаточно примеров деятельности новых религиозных сект, в отношении которых мы можем применить научно-исторические методы анализа и проверить достоверность их пророческих оснований.

По ряду причин Северная Америка стала родиной различных культов, многие из которых настолько причудливы, что выходят

278

за рамки всякой логики и здравого смысла. Но это не мешает им процветать и распространяться. Одной из причин, возможно, является то, что США оказались пограничным обществом, куда приезжало бесчисленное число эмигрантов. Они были лишены корней и потому искали новые мировоззренческие ориентиры. Они легко становились приверженцами новых религиозных учений. До наших дней сохранились по меньшей мере четыре секты, созданные в XIX веке: церковь мормонов, основателем которой был Джозеф Смит; секта адвентистов седьмого дня, ее создатель — Элен Уайт; секта свидетелей Иеговы, отец-основатель — Рассел Тейз; христианская наука (Кристайн Саенс), созданная Мэри Вей-кер Эдди. Все эти церкви брали за основу Библию, хотя откровения их основателей далеко вышли за ее пределы.

Скептику будет любопытно знать, что обилие религиозных инициатив в начале XIX в. последовало вскоре после американской революции, когда ветры рационализма, деизма и антиклерикализма дули особенно сильно. После создания республики наступила реакция. Что это говорит о природе человека? Попытаемся прояснить этот вопрос.