Уильям Миллер и предсказание судного дня
Во времена Джозефа Смита в США началось развитие апокалиптического движения. Оно зародилось в духовном климате штата Нью-Йорк и соседней с ним Новой Англии. Его непосредственным вдохновителем стал Миллер, фермер, страстный баптист фундаменталистского толка, прилежно изучавший Библию. Чтение Библии убедило Миллера в неминуемости конца света. Его рассуждения основывались на Библии как на слове Божьем, особенно на ветхозаветной книге пророка Даниила и новозаветной книге Откровения, предсказывавших последние дни, Армагеддон и второе пришествие Христа.
История знает много попыток вычитать из Библии знамения. Движение миллеритов — классический случай в США предсказать трагический конец истории. Книги Библии были написаны много веков назад, они отражают реалии своего времени. Опрометчивое желание вычитать из Библии что-то большее и представить ее как предсказание будущей истории человечества может завести в ловушку.
Прекрасным примером фабрикации будущего могут служить предсказания Нострадамуса, французского астролога XVI века. Нострадамусу принадлежат четверостишия, составленные в группы по сто, обозначающие века. Предполагается, что четверостишия рассказывают о будущем, однако, их смысл настолько неясен и расплывчат, что из них нельзя вычитать ничего определенного. В действительности же, их нельзя «понять» до тех пор, пока они не станут «предсказаниями» (а точнее — «ретросказа-
312
ниями») реально произошедших событий, поскольку современный токователь но своему усмотрению подгоняет «предсказания» под свершившиеся факты. Это открывает дорогу предсказаниям ad hoc (применительно к данному случаю, лат.) и широкому выбору произвольных истолкований, любое из которых будет в той или иной степени правдоподобным.
Приведем для примера четверостишие Век I, стих 60. Нострадамус пишет:
«Император родится возле Италии,
Который обойдется империи такой высокой ценой,
Что они скажут, от лица людей, с которыми он спорил,
Что он скорее мясник, а не принц».
К кому это относится? Под это предсказание подходит Наполеон, живший в конце XVIII — начале XIX веков, родившийся на Корсике и ставший императором Франции, он вел многочисленные войны, в которых погибло множество людей. Но это также может быть отнесено и к Гитлеру, родившемуся в Австрии (недалеко от Италии), ставшему абсолютным диктатором и утопившему в крови миллионы людей. Этим человек может быть объявлен и Фердинанд II (1578-1637), король Богемии и император Священной римской империи, правившим во времена кровавой Тридцатилетней войны. Может ли мир быть задуман и существовать по заранее составленному плану? Может ли мир быть предопределен настолько, что пророческие умы способны увидеть его будущее? Претензии на такую способность процветают на паранормальной и религиозной почве. Однако способность к предсказаниям никогда эмпирически не проверялась в экспериментальных условиях, а тот факт, что они носят религиозный характер, не делает их заведомо истинными.
Библия читалась и продолжает читаться с целью предсказания будущего. Большинство пророчеств Библии не подтвердились, они могут быть легко опровергнуты указанием на то, что предсказываемые ими события не произошли, если, конечно, предсказание не сформулировано столь размыто, что может быть отнесено к любому событию в прошлом или будущем.
Предсказание Иисуса о том, что его поколение не познает смерть, увидит конец света и его возвращение во имя спасения, так и не свершилось. Однако это не отвернуло от него его
313
последователей. Фактически каждое новое поколение находит в Библии пророчества судного дня и обещание спасения истинно верующих.
Возможно, наиболее яркой иллюстрацией откровенной эксплуатации библейских пророчеств может служить история с Уильямом Миллером. Она граничит с нелепостью, однако при жизни его воспринимали со всей серьезностью. К несчастью для Миллера и его последователей миллеритов, ложность его предсказаний легко доказывалась. Однако, как мы увидим, это не поколебало веру последователей. Скорее, наоборот, убежденность в конец света только укреплялась.
В 1818 г. Миллер объявил, что после углубленного изучения Библии, он открыл, что через 25 лет мир погибнет. Закончится время гордыни, власти, роскоши, тщеславия, безнравственности и наступит царствие Мессии. Свои заключения он основывал на ветхозаветной книге Даниила. Согласно ей, Даниил обладал даром видения. В книге приводится рассказ об одном из его видений. В разговоре двух святых один из них спросил: до каких пор неверие будет порождать опустошение, а земля будет попрана? В ответ Даниил произнес:
«И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (8, 14).
Миллер заявил, что в Библии речь идет не о днях, а о годах. Он утверждал, что многие события в Библии происходят в особом времени: потоп длился 120 лет; пребывание потомков Авраама в Египте — 400 лет; пребывание в пустыне -40 лет; исход — 70 лет и т. д. По аналогии с этим через 2300 лет должен наступить конец света. Он подсчитал, что предсказание Даниила было сделано в 457 г. до н. э. Он определил это по завещанию Артаксеркса, упомянутого в книге Ездры. Следовательно предсказание должно было сбыться в 1843 г.! Поскольку календари менялись много раз, Миллер не мог определить день или год конца света с полной точностью, но считал, что он должен наступить между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Он считал, что фраза «святилище очистится» означает, что земля будет очищена от пороков огнем и разрушением. Наступит день страшного суда и второе пришествие Христа. В роковой час небеса разверзнутся, явится небесное воинство, мертвые
314
восстанут из могил, верующие вознесутся на небеса, а грешники будут низвергнуты в ад, которого они заслужили по праву.1
Миллер начал проповедовать свои идеи в 1831 г. Он опубликовал и прочел курс лекций по библейским предсказаниям и развернул широкую пропагандистскую компанию. Огромные толпы стекались послушать его. Миллеристское движение стало быстро разрастаться. Многие люди отвернулись от традиционных церквей и обратились к его апокалиптической доктрине. Однако было широко распространено и неприятие проповедей Миллера. Научные скептики нашли их абсурдными, а священники других церквей считали их упрощенными, фанатичными и необоснованными даже с библейской точки зрения. Тем не менее, к 1839 г. небольшое сельское движение превратилось в массовое течение, охватившее большие городские приходы. Количество приверженцев Миллера колебалось но разным оценкам от пятидесяти до сотен тысяч человек. В 1842 — 1843 гг., когда близился ожидаемый конец света, интерес к предсказаниям Миллера продолжал возрастать.
В ноябре 1843 г. наблюдался яркий метеоритный поток — дождь Леонида, названный так по причине того, что метеориты видели близко от созвездия Льва. В действительности, в таком дожде не было ничего необычного, время от времени он случается вполне естественным образом. В 1843 г. на небе была видна яркая комета. Легковерным людям, малосведущим в астрономии, эти явления показались божественным знаком неминуемого конца света. В 1843 г. миллериты распространили слух, что все произойдет 23 апреля 1843 г., хотя Миллер и лидеры его церкви никогда официально не называли этой даты. День этот оказался ничем не примечальным. Великое ожидание и ужас перед тем, что должно было произойти, отмечалось и в конце 1843 г. Когда и 23 марта 1844 г. так ничего и не произошло, миллеритское движение оказалось под угрозой кризиса. Их противники насмехались над ними. Ожидая конца света, многие продали свое имущество и ожидали судного дня. Фермеры отказывались засевать поля. Они раздали свои запасы и от-
1 См. Daniel Cohen, Waiting for the Apocalypse (Buffalo, N.Y.: Prometheus Books, 1983), pp. 7-34. См. также Elmer Т. Clark, Small Sects in America (Nashville: Abingdon Press, 1974).
315
пустили рабочих, приготовившись ко дню, когда Господь придет освободить их. Верующие уповали на вечное спасение. Миллер и его последователи были удручены тем, что ничего не произошло. Он продолжал настаивать, что «Госноден день» близок и может наступить в ближайшие несколько месяцев.
В начале 1844 г. другой миллерист, Самюэль С. Сноу объявил, что конец света наступит 22 октября 1884 г. Большинство лидеров движения, даже Миллер, были согласны с ним. Окончательно уверовавшие в дату 22 октября 1844 г. миллеристы снова принялись ожидать пришествие создателя. Они проводили совместные встречи и усилили миссионерскую активность. Дела и фермы были снова заброшены. Интересно, что Миллер собрал большие суммы денег, продавая своим последователям белые «мантии для вознесения». Миллер уверял, что он просто выполняет божье дело, давая верующим одеяния, приличествующие для встречи с создателем. Множество миллеритов в белых одеждах отправились на склоны холмов ожидать пришествие Создателя. Некоторые пытались оторваться от земли и воспарить как птицы. «Один человек надел крылья из индюшачих перьев, взобрался на дерево и молился, чтобы Господь забрал его. Он попытался взлететь, упал и сломал руку».1 Многие были испуганы тем, что могло с ними произойти. Прошла полночь, по ничего не случилось. В этот раз их надежды рассыпались окончательно. Люди плакали из-за того, что их великие ожидания не исполнились. Миллер признал, что он ошибся в дате, он удивлялся, был огорчен и разочарован. Однако он все еще сохранял твердое убеждение, что второе пришествие вскоре произойдет. Он умер, охваченный горем и морально сломленным. Его предсказания не подтвердились.
Как отнестись к этому несбывшемуся пророчеству? Во-первых, следует отметить, что многие исследователи Библии не знают, кто был автором книги Даниила. Во-вторых, они не знают дату ее написания. Некоторые полагают, что она была написана во время вавилонского пленения евреев около 5 или 6 веков до н. э. Если это так, то Даниил закончил свою деятельность при дворе месопотамских правителей, стремясь следовать иудейскому закону даже при этих обстоятельствах. В этом
1 Cohen, Waiting for the Apocalypse, p. 31.
316
историческом контексте Даниил предсказывал в лучшем случае события, которые должны были произойти в пределах его собственной жизни. Возможно, он был опечален утратой веры своих братьев и надеялся на возрождение иудаизма. Другие говорят, что книга Данила была написана во втором веке до п. э. Встает вопрос, какие части этой книги канонические, а какие апокрифические. Даниил мог оказаться и вымышленным персонажем. В-третьих, если даже принять этот текст таким, какой он есть и согласится, что речь идет о реально происходивших событиях, то что сказать о снах и видениях этого человека? Предсказания весьма субъективны. На каком основании мы можем судить, что у Даниила было видение или что он видел пророческий сон? Возможно, все это было придумано. Опасно и безответственно предсказывать будущую гибель мира, основываясь на личных видениях и фантазиях. В-четвертых, эти предсказания были произвольно отнесены к XIX веку. Их несостоятельность показало время.
Прошло две тысячи лет от рождества Христова, но люди как и прежде поддаются искушению обещания конец света в ближайшем будущем. Сегодня некоторые «провидцы» проповедуют «о последних днях», они предсказывают землетрясения и войны как знаки приближающегося несчастья. Последняя великая битва Армагеддона, настаивают они, приближается. Это поколение является последним, уверяют они, ссылаясь на библейские предсказания.
В книге «Последняя великая планета Земля» Хела Линдсея утверждается, что Армагеддон близок.1 Как следует из библейских пророчеств, Землю ожидает семь лет ужасных бедствий. Этот период начнется после того, как еврейский народ после долгих скитаний вернется на родные древние места, в Палестину, покинутую ими в 70-м г. н. э. Далее, говорит Линдсей, иудеи восстановят храм в Иерусалиме. Затем целая череда ужасных событий приведет к Армагеддону. Разразится мировая война. Израиль атакуют со всех сторон: союз народов севера (во главе с русскими), арабы и великая сила с востока (китайцы). В то время, когда будут происходить все эти события, неожи-
1 Hal Lindscy, The Late Great Planet Earth (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1970).
317
данно возникнет Конфедерация десяти национальностей (похожая на прежнюю Римскую империю или Европейский общий рынок), возглавляемая антихристом, проповедующим новую религию. Эти годы будут сопровождаться величайшими опустошениями. Долины будут залиты кровью, города разрушены потоками огня и серы. Это, как говорится в книге, будет напоминать термоядерную войну. Вслед за этим вернется Христос, чтобы вознести на небо всех праведников. Христос будет править 100 лет и установит свое окончательное царство, которое продлится вечно.
Христиане ждут уже 2000 лет. Они всегда могут продлить в будущее свои надежды на второе пришествие. Такие события как Армагеддон и второе пришествие, в принципе, невозможны и потому обречены переноситься в будущее. Не теперь, говорит верующий, но вскоре.