Вдохновенная пророчица Элен Дж.Уайт
Между тем, миллеритское движение не умерло, хотя можно было ожидать, что его неудачи послужат горьким уроком другим «пророкам». Соблазн трансцендентным был столь велик, что пророчества продолжились. Последователи миллеритов и верящие, что Библия есть слово Божье, нуждались в объяснении того, почему не исполнилось второе пришествие Христа. Воспроизвелась хорошо известная психомифологическая модель: неудача религиозного движения придает новый импульс определенной части верующих. Постмиллериты объясняли провал следующим образом: наша вина, а не богов, говорили они, что судный день и спасение человечества не произошло в предсказываемые сроки, мы неправильно постигли подлинный замысел Божий.
Главой нового движения стала Элеп Дж.Уайт. Уильям Миллер, в отличие от Элен, никогда не заявлял, что получал откровения. «Откровения» Уайт привели к основанию церкви адвентистов седьмого дня. Эта церковь, подобно, мормонской, возникла в девятнадцатом веке. Она непрерывно росла и сейчас насчитывает более четырех миллионов членов. Подобно мормонам, они верят, что миссис Уайт получала божественные посла-
318
ния. Я не буду описывать все черты этого движения и его историю. Я хотел бы остановиться на основных «откровениях» основательницы новой секты. Смею утверждать, что ее история типична для основателей религий. Элен Уайт была лжепророчицей, заявившей, что она получила видения и откровения свыше, и основавшей церковь во имя Бога. Сейчас твердо установлено, что в основе ее «пророческой» способности лежала психическая и эмоциональная неуравновешенность. Она не получала посланий от некоего божественного существа, но заимствовала их из других источников.
Элен Уайт и ее последователи адвентисты попытались компенсировать психологическое разочарование, вызванное неудачными пророчествами конца света, предложив новое объяснение «великого разочарования» 22 октября 1844 г. Они не признали ошибочными вычисления даты пришествия Христа. Вместо этого они заявили, что они ошиблись только в описании предсказанного события.
У Элен Гармон, семнадцатилетней девушки из Горхама, штат Мэн, были видения. Они послужили объяснениями неудач миллеритов. В 1846 г. она вышла замуж за Джеймса Уайта, рьяного адвентиста, и взяла его фамилию. Сначала они обнародовали тезис «закрытой двери», а именно, что 22 октября 1844 г. этот грешный мир потерял возможность спастись. Только истинно верующие могут спастись. Это была суровая доктрина, закрывавшая дверь к спасению перед всеми остальными. Зачем беспокоиться, если все уже предрешено? Это напоминает кальвинистскую теорию предопределения. Однако для построения церкви такой жесткий тезис должен был быть изменен, он был преобразован в «священную доктрину». Согласно ей, с 22 октября 1844 г. Христос действительно начал «отбирать на суд», то есть определять праведность всех своих последователей в прошлом и настоящем для выявления тех, кто достоин вечного спасения.
Как возникла эта радикальная секта? Элен Гармон родилась 26 ноября 1827 г. Она бросила школу в раннем возрасте. Ее семья была очень религиозной. В 1840 г. в 13 лет она впервые услышала проповедь Уильяма Миллера о близком конце света. В испуге она вернулась домой и провела ночь в слезах и молит-
319
вах. Она страдала и мучилась, пока не испытала опыт обращения. В 1842 году Элен снова довелось услышать проповедь Миллера, она опять была напугана его предсказаниями. Она подробно описывала, как слова Миллера звучали в ее ушах день и ночь, она боялась «лишиться рассудка», ее охватывало отчаяние. Она часто молилась всю ночь напролет, вводя себя в экстатическое состояние. Элен утверждала, что была вознесена на небо, где встретила Иисуса, после чего почувствовала успокоение. Элен Уайт часто посещала молитвенные собрания, падала без сознания и оставалась в беспамятстве всю ночь. Она заявляла, что в таком состоянии находилась во власти «Духа Господня». Она и ее семья безоговорочно приняли учение Миллера. Молодая девушка обнаруживала все признаки эмоциональной неуравновешенности. После 22 октября 1844 г. вместе со своими собратьями по вере она страдала от разочарования. В декабре того же года она призналась в своих видениях, посещавших ее каждый день. Ранние адвентисты поначалу считали ее видения галлюцинациями, вызванными ее слабым психическим состоянием и влиянием окружавших ее людей. И только некоторое время спустя они стали признавать их божественный характер. Трудно не заметить здесь аналогию с психической патологией Муххамада. На протяжении всей своей жизни миссис Уайт продолжала создавать свое «божественное учение», подтверждая его новыми откровениями. Истолкование Миллером библейского пророчества она использовала для объяснения пришествия Христа. То, что Иисус не явился, наглядно доказывало ошибочность его предсказания. Миссис Уайт попыталась обойти эту трудность, заявляя, что 22 октября 1844 г. Христос уже вступил в мир и начал творить свой суд, что однажды наступит Армагеддон и истинно верующие будут спасены.
Против этого спекулятивного рассуждения были выдвинуты столь многочисленные возражения, что если бы не приверженность ее сторонников, оно было бы сразу отвергнуто. Для лучшего понимания реального смысла учения Элен Уайт, предположим, что кто-то предсказывает землетрясение. Хотя оно не случается, человек продолжает настаивать на своем мнении, утверждая, что в тот день произошел «незаметный сдвиг» в глубоко залегающих геологических пластах, который приведет к
320
землетрясению в будущем. В свое оправдание он ссылается на посетившее его видение. Такие «обоснования» могут вызвать лишь смех. Однако рассуждения миссис Уайт были обращены к религиозному сознанию и у кого-то вызвали отклик.
Действительно ли лжепророчица Элен Уайт получала видение о божьем суде? Нет никаких свидетельств об этом кроме ее собственного. (Посчитано, что она посвятила более двадцати пяти миллионов слов описанию своих видений.) Если миллионы верующих принимают откровения Моисея, Иисуса, Мухам-мада, почему в XIX в. не может появиться свой пророк? Адвентисты принимают ее слово как божественное откровение.
Служение Элены Уайт, как упоминалось, связано с доктриной «закрытой двери». Согласно Д.М.Кенрайту, близко знавшему чету Уайтов и впоследствии отошедшему от адвентистов, эта доктрина была впервые предложена О. Р. Л. Кройзером, тоже адвентистов, с которым Элен была знакома. Она приняла его истолкование, сказав, что ее видения подтверждают его истинность. В учении Кройзера говорилось, что Моисей построил молельню или святилище, состоящее из двух комнат или помещений. Первая комната была «святым местом», вторая — «святейшим местом». Обыкновенным священникам разрешалось входить только в первую комнату, и никому нельзя было входить во вторую за исключением первосвященника раз в год для «омовения святилища» кровью во искупление грехов человеческих. Согласно учению, земное святилище сходно с небесным, а небесное святилище — это как раз то, о чем говорил Даниил. Иисус был высшим священнослужителем, совершавшим богослужение в первой комнате, в «святом месте», где принимал верующих и прощал тех, кто раскаивался в своих грехах. 22 октября 1844 г. он переместился в следующую комнату, «святейшее место» и начал проводить ее очищение. Учение «закрытой двери» означает, что испытание для грешников уже заканчивается и что Христос готовится к спасению верующих. Оно было подкреплено цитатой из притчи о десяти девах (Матф., 25, 1-13), что всегда нужно быть готовым ко второму пришествию, поскольку никто не знает, когда оно произойдет.
Очевидно, что это учение было весьма суровым, так как, согласно ему, новообращенные после 22 октября уже не могли
321
спастись, поскольку на небесах уже все было решено. Это затрудняло миссионерство, поэтому в 1849 г. появилась новая доктрина. Она получила название «открытая дверь» или теория святилища. Она позволяла вступать в церковь новым членам. Из-за идеи «закрытой двери» адвентисты не могли принять в церковь даже своих детей, которые были недавно рождены или только подрастали. Чтобы спастись, человеку нужно было знать, что Иисус в 1844 г. перенесся в «святейшее место». Знали об этом только те, кто входил в церковь адвентистов седьмого дня. Все остальные христиане, с точки зрения адвентистов, уже не могут надеяться на спасение. Молитвы, которые они возносят к Иисусу обращены к первой комнате, но они не будут услышаны, поскольку он покинул ее. Это учение противопоставило адвентистов всем христианам.
Миссис Уайт укрепляла свой авторитет, провозглашая, что в своих видениях она разговаривает с ангелами на небесах и переносится на небо, где Иисус говорит с ней. Критики отмечали, что ее откровения все время меняются, часто противореча друг другу. Д.М.Кенрайт отвергала божественность происхождения ее откровений и считала, что «ее откровения не от Бога, они лишь ненадежный результат самовнушения и анормального состояния ума... Ее мнимые откровения были простым продуктом ее собственного разума, отражавшего идеи окружающих ее людей».1 Кенрайт объясняла эти видения по большей части «следствием ее собственных неудач, нервного заболевания, осложненного истерией, эпилепсией, столбняком и исступлениями. Этого не меняет тот факт, что она сама могла в них верить».2 Кенрайт сообщает о других женщинах-адвентистах, имевших видения. Но эти верующие были отвергнуты их церковью и в конце концов отлучены от нее.
Критики церкви адвентистов седьмого дня указывают на тот факт, что она запрещает ранние произведения миссис Уайт, излагающие и отстаивающие политику «закрытой двери». Хотя они и были опубликованы, но подверглись церковной цензуре, так как противоречили модернизированной доктрине.
1 D. M. Canright, Life of Mrs. E. G. White (Cincinnati: Standard Publishing Co.), p. 25.
2 Ibid., p. 170.
322
Кенрайт показывает, например, что из поздних публикаций произведений миссис Уайт адвентистской цензурой были изъяты видения того, что «весь греховный мир», от которого «Бог отрекся», навсегда потерян для Бога и не будет спасен. Она доказывала, что не нужно проявлять сочувствие к неверующим и что мы не должны молиться за них в надежде, что они будут спасены. Естественно, что с возрастом воззрения человека меняются, но это трудно согласуется с заявлением, что каждое высказанное кем-то слово есть откровение Господне.
Миссис Уайт постоянно заимствовала различные идеи у других и объявляла их своими собственными. Ее муж представил проект, согласно которому каждый должен ежегодно жертвовать на церковь в соответствии со своим благосостоянием. Это называлось «систематической благотворительностью». Миссис Уайт провозгласила в своих «свидетельствах», что «проект систематической благотворительности угоден Богу».1 Кенрайт утверждает, что миссис Уайт редко выступала инициатором новых откровений. Как правило, их предлагали различные люди из движения, а она впоследствии выдавая их за свои собственные. Они, особенно ее муж, старались управлять ею.
Можно ли объяснять видения Элен Уайт физиологическими или психологическими причинами, как это делает Кенрайт? В возрасте 9 лет ее ударили по лицу, у нее был разбил нос и она потеряла сознание. Три недели она. пролежала в постели. Могло ли это впоследствии привести к появлению видений? Есть свидетельства, что она часто теряла сознания, у нее появлялось частое сердцебиение и боли в сердце. Многим из ее видений, по-видимому, предшествовал обморок, они появлялись, когда она была тяжело больна. Как она рассказывала, ее обмороки были столь тяжелыми, что друзья думали, что она не выживет, казалось, она не дышит. Она слабела, находилась при смерти. В этом состоянии ее и посещали видения. Большинство видений появлялись в присутствии других людей, когда она молилась, страстно проповедовала или болела, но не тогда, когда она оставалась одна. Ей был поставлен диагноз — истерия. Ее состояния напоминали эпилептические припадки. Прийдя в себя, она вспоминала свои чувства и мысли и записывала их. Вот описание одного из ее трансов:
1 Ellen G. White, Testimonies for the Church, pp. 190-91.
323
«Около четырех-пяти секунд она, обессилев, впадает в состояние, похожее на обморок. Затем казалось, что ее наполняет нечеловеческая сила. Она поднимается и начинает ходить по комнате, часто двигая руками и ладонями, указывая направо и налево, поворачивая свою голову. Все ее движения грациозны. Ее руки и ладони невозможно сдвинуть, в каком бы положении они не находились. Ее глаза всегда открыты, но она не моргает. Она поднимает голову и смотрит вверх взглядом не бессмысленным, а выражающим удовольствие, отличающимся от нормального тем, что, казалось, она сосредоточенно вглядывается в какой-то удаленный предмет. Она не дышит, хотя ее пульс нормален».1
Видения миссис Уайт истолковывались людьми, не сведущими в медицине и психологии, как божественные. Можно ли дать естественнонаучное объяснение ее «трансцендентному опыту»? Являлся ли он результатом расстройства работы ее мозга и возбужденного эмоционального состояния? Эпилептический припадок обычно начинается с громкого крика, по его окончанию человек не может вспомнить, что с ним происходило и что он переживал. Транс миссис Уайт не начинался с конвульсий. Ее физиологическое состояние больше было похоже на состояние экстаза, когда тело не двигается, а дыхание заметно ослабевает. Цитируя доктора Вуда, Кенрайт говорит, что «и экстаз, и столбняк могут чередоваться у одного человека». Сила и глубина видений Элен Уайт с возрастом уменьшались. Она стала часто говорить, что ее откровения исходят из некоего голоса, тогда как раньше она всегда говорила «я видела».
Адвентистская церковь принимает и Библию, и видения миссис Уайт как «слово» Божье. 7 февраля 1871 г. Генеральная Конференция церкви заявила, что «мы вновь подтверждаем прежнее доверие свидетельствам Сестры Уайт Церкви, как учению Духа Божьего».2
В 1914 г. адвентистская церковь провозгласила, что миссис Уайт выражала «дух пророчества» и была «пророком Божьим».3 Многие пошли дальше. Дж. А.Ирвин, много лет бывший
1 Canright, Life of Mrs E. G. White, p. 185.
2 A statement by the General Conference Committee, May 1906, Nov. 10, 1906.
3 Seventh Day Adventist Year Book, 1914, p. 253.
324
президентом Генеральной Конференции, заявил, что «только дух пророчества безошибочный истолкователь» Библии и что «это Христос через своего посредника дает истинный смысл его собственных слов».1
Миссис Уайт придерживалась такого же понимания своих слов, заявляя: «В древние времена Бог говорил с людьми устами пророков и апостолов. В наши дни он говорит с ними свидетельствами своего Духа».2 По ее словам: «Это говорит Бог, а не грешный смертный».3 «Я даю вам то, — настаивала она, — что Господь дал мне. Ни одно мое утверждение не выражает просто мои собственные идеи», это «божественные лучи света, исходящего от престола»4.
1 G. A. Irwin, The Mark of the Beast (Washington, D.C.: RHPA, 1911), p. 1.
2 Ellen White, Testimonies, vol. 4, p. 148; vol. 5, p. 661.
3 Testimonies, vol. 3, p. 257.
4 Testimonies, vol.5, pp. 63, 67.