17. ИСКУПИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА ХРИСТА
Христиане веруют, что бог послал своего сына на страдания и смерть во искупление человечества.
Человечество, по верованиям христиан, осуждено за вину Адама, за его неповиновение заповеди божией, за то, что он попробовал яблоко, которое росло на виду, но которое ему почему-то было запрещено пробовать.
Значит, человечество осуждено за проступок, в котором оно неповинно, за преступление, которое совершено его отдалённейшим предком.
Это всё равно, как если бы за преступление Иванова присудили к вечной каторге и самого Иванова, и его детей, и внуков, и внуков их внуков, и так далее до бесконечности.
В крыловской басне волк хочет съесть ягнёнка за то, что отец ли, кум ли, сват ли ягнёнка будто бы нагрубил волку.
Но ведь это волк, а не бог; чудовище жестокости, а не возвышенное существо.
Этого мало: во искупление греха ветхого Адама должен ещё претерпеть пытки и смертную казнь единственный сын самого бога, безгрешное существо, никаким образом не соучаствовавшее в преступлении Адама.
Князёк дикого племени за обиду, причинённую ему членом соседнего племени, разоряет его селение, избивает врагов, до грудных младенцев включительно, а на оставшихся в живых налагает дань и взимает её и с них, и с детей их, и с внуков, и с внуков этих внуков. А затем, возвратившись из похода, причиняет побои своим собственным детям. Конечно, после этого у князька, может быть, станет легче на сердце, и гнев его отойдёт. Но это - волчья, дикая справедливость и нравственность.
Что же здесь умилительного и нравственного? Здесь всякое действие -возмутительный произвол и бессмысленная нелепость.
И этим умиляются только потому, что современный человек над этим никогда не задумывается, так как всё это слишком нелепо для современного человека.