24. BETXOЗABETHЫE ПРОРОЧЕСТВА О РОЖДЕНИИ ИИСУСА
Когда составлялись первые три евангелия, особые старания направлены были на доказательство того, что пришествие и жизнь Иисуса были предсказаны ещё древними пророками.
Христианство сначала распространялось среди иудеев. Важно было показать, что христианство не новая религия, а завершение старой, исполнение того, что намечено уже в старой иудейской религии.
Надо было показать, что новая религия не приносит нового бога, а лишь изменяет отношения между людьми и прежним богом.
Очень любопытно в этом отношении евангелие, которое христиане приписывают Матфею.
Здесь почти каждое происшествие из жизни Иисуса, в особенности в первых двух главах евангелия, подкрепляется ссылкой на древних пророков. И эти ссылки представляются верующим столь убедительными, что они не дерзают и помыслить об их проверке. К чему проверять, если всё происходило точка в точку так, как предсказывали пророки?
Громадное впечатление на верующих производит первая же ссылка Матфея, в первой главе его евангелия. Рассказав о том, как Иосиф узнал о до брачной беременности своей жены Марии, евангелие передаёт, что Иосиф совершенно успокоился, когда увидал во сне ангела, который сказал ему, что родившееся в его жене - «от духа святого». И ещё сказал ему явившийся во сне ангел: «а всё сие произошло, да сбудется реченное господом через пророка, который говорит: се, дева во чреве примет и родит сына, и нарекут ему имя Еммануил, что значит: «с нами бог» (евангелие от Матфея, гл. 1, ст. 22-23).
Если бы верующие вдумывались в это место, они давно увидали бы, что в нём мало пророческого и нет ничего чудесного. «Дева во чреве примет и родит сына». Это бывает часто, по многу тысяч раз в день, и во времена Исаии так бывало, потому что и тогда все женщины родились девушками. «И нарекут ему имя Еммануил, что значит: «с нами бог».
Но, во-первых, это имя не Иисус и не Христос. Во-вторых, теперь многие носят такое имя, но едва ли кто-нибудь станет уверять, что пророчество Исаии относится к ним. В-третьих, раскрыв православный календарь, мы найдём там много ещё более божественных имён. Например, Феогоний значит «богорождённый». Но кто же станет утверждать, что носители этого имени рождены от бога, а не от их смертных отцов? В святцах есть имя Иисус, а при нём пояснение: «спаситель». Но кто же стал бы говорить носителю такого имени, что он - новое воплощение бога, что он - сын божий? А имя Еммануил означает всего лишь «с нами бог».
Однако первым делом надо обратиться к пророчеству Исаии.
Глава седьмая книги, которая приписывается пророку Исаии, начинается словами: «И было во дни Ахаза, царя иудейского: царь израильский и царь сирийский пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его. Иегова, чтобы успокоить Ахаза, отправил к нему Исаию. Исаия пошёл и сказал: пусть Ахаз не унывает и не страшится этих противников: царям израильскому и сирийскому суждена скорая гибель. Выполняя приказание Иеговы, Исаия предложил Ахазу просить знамения, которое подтвердило бы пророчество. И сказал Ахаз: «Не буду просить и не буду искушать господа». Тогда сказал Исаия: «Слушайте же, дом Давидов, разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и бога моего? Итак, сам бог даст вам знамение: се, дева во чреве примет и родит сына, и нарекут ему имя Еммануил».
В еврейском, первоначальном, основном тексте, с которого сделаны все переводы, стоит не «дева», а слово, которое означает «женщина». И только христиане заменили слово «женщина» словом «дева». Без такой перемены ссылка Матфея потеряла бы всякое подобие смысла, и уже давно было бы раскрыто истинное значение слов Исаии.
Продолжая, Исаия говорит об этом сыне женщины: «Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями её».
Но, избавившись от этих врагов, Ахаз не спасётся: «Наведёт господь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего такие дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема (Израильского царства) от Иуды, - наведёт царя ассирийского».
В этом пророчестве всё просто и ясно. Ахаз струсил царей израильского и сирийского и хотел просто покориться им. Исаия сказал ему: «Не бойся их: оба царства, которых ты страшишься, скоро будут отняты У царей израильского и Сирийского; они будут покорены царём ассирийским. Но со стороны того же царя ассирийского великая опасность придёт и на тебя. И всё это будет скоро, очень скоро: всё произойдёт раньше, чем сын, который родится от женщины, начнёт отличать добро от зла, и даже раньше, чем этот сын начнёт лепетать».
И тот сын женщины, о котором говорил Исаия, родился при Исаии, и то знамение, о котором говорил Исаия, скоро было яилено: обо всём этом постарался сам пророк Исаия. Б главе восьмой говорится: «Я (Исаия) взял себе верных свидетелей: Урию, священника, и Захария, сына Барахиина, и приступил я к nророчице, и она зачала и родила сына».
Неясно, зачем здесь потребовались «верные свидетели». По современным понятиям в таких делах непричастные к ним только мешают; а с другой стороны, всё здесь так просто и обыкновенно, что и без свидетелей Ахаз мог бы поверить рассказу Исаии о том, что произошло между ним и пророчицей.
Исаия продолжает: «И сказал мне господь: нареки ему имя - магер-шалал-хаш-баз (спешит грабёж, ускоряет добыча). Ибо прежде, нежели дитябудет уметь выговаривать: отец мой, мать моя, богатства Дамаска (главный город Сирии) и добычи самарийские понесут перед царём ассирийским».
Смысл ясный: прежде чем ребёнок начнёт лепетать, царь ассирийский уничтожит царства Израильское и Сирийское и отнимет у, них всю награбленную добычу.
По дальнейшим словам Исани, «войско царя ассирийского, как большая и бурная река, наводнит затем и самую Иудею, наводнит её и высоко поднимется - дойдёт до шеи; и распростертие крыльев её будет во всю широту земли твоей, Еммануил».
Таким образом, Исаия делает предсказания, как бы обращаясь к уже родившемуся Еммануилу и
предаваясь размышлению о грядущих судьбах его и его родины.
Всё предсказанное Исаией ясно, недвусмысленно связано с угрозой со стороны Сирийского и Израильского царств, а затем с нашествием ассириян. Как известно из истории, пророчество Исаии оправдалось: ассирияне пришли и завоевали Палестину.
Но в таком исполнении пророчества нет ничего чудесного и удивительного: книга Исаии составлялась много позже после того, как ассирийское нашествие совершилось.
Лицам, составлявшим её, ничего не стоило вложить в уста Исаии такие слова, как будто за несколько лет до событий он предвидел эти события.
Всё, о чём рассказывается в седьмой и восьмой главах Исаии, произошло за шесть-семь столетий до рождества христова.
Тогда же, за несколько веков до так называемого рождества христова, родился тот Еммануил, о котором говорит Исаия, и тогда же произошли другие события. Ждать их приходилось каких-нибудь два года; все эти немудрёные знамения предназначены были для того, чтобы воздействовать на жившего тогда Ахаза.
Главное в этих «пророчествах» - не младенец и не его рождение, а вопрос о том, как отнестись к угрозе сирийцев и израильтян.
Какое же касательство имеет всё это к тому младенцу, о рождении Которого будто бы предупредил Марию архангел Гавриил? Через девять месяцев после посещения Марии Гавриилом (25 марта) младенец, как рассказывают, родился (25 декабря).
Но тот младенец, о котором говорил Исаия, родился ещё за шесть-семь столетий, через девять месяцев после того, как Исаия при двух «верных свидетелях» «приступил к пророчице» (взял её «приступом» ?).
Не помогли Исаии эти свидетели. О его успешных действиях совершенно забыли и его заслуги приписали другим.