Йога и тантра
Санскритское слово «йога» связано с английским словом «yoke» (ярмо, хомут). Оно происходит от единого корня, означающего «объединяться» или «впрягаться в упряжку», и символизирует союз или соединение с кем-либо. Помимо этих, могут встречаться и другие сходные значения, в зависимости от контекста. Йога включает в себя разные виды упражнений для тела и разума, которые выполняются с целью контроля над собой, получения оккультной силы и достижения единения с Богом или универсальным бытием.
Со временем йогу стали ассоциировать с санкхья, философской школой, занимающейся разработкой практик, подтверждающих их теорию. Как учит санкхья, существует два порядка реальности — дух (purusha) и природа (prakriti). Дух множествен, он состоит из множества монад, входящих в людей мужского пола. Монады вплетены в мировую материю женской природы. Спасение придет при полном освобождении от природы и возвращении к изначальному неизменному состоянию вне времени и пространства.
Санкхья-йога обучает системе упражнений для обретения освобождения и утверждает три стадии на пути к освобождению (почти так же, как в буддизме, где путь в нирвану состоит из восьми переходов). Некоторые учителя развивали древнеиндийские физиологические идеи, дабы обосновать свои практики. Считалось, что в теле есть основной канал, который поднимается по позвоночному столбу. Этот канал, называемый sushumna, состоит из шести «колес» (chakras), сгустков психической энергии на различных точках вдоль всей длины позвоночника. На вершине канала находится мощный психический центр, символизируемый лотосом и являющийся метафорой женского начала, он расположен в черепной коробке и называется sahasrara. В нижней части канала
49
находится колеса «змеиной силы» (мужской символ), называемое kundalini, которое в основном оставалось неподвижным. Эту змеиную силу должны пробудить упражнения йоги, и она должна подняться по каналу позвоночника, проходя через все энергетические колеса, чтобы соединиться с самым верхним — лотосом. Поднимая эту змеиную силу, йоги надеялись достичь тонкой энергии; они думали, что соединение змеи с высоким лотосом позволит им обрести спасение. Между тем многие из них выполняли такой подъем ради обретения сверхъестественной силы, а не ради спасения.
Тантрой назвали учения индуистских и буддийских школ, в которых почитались божества или существа, воплощающие в себе сексуальную энергию. В экстатических состояниях достигалось видение космической сексуальности. Тантру не так просто определить. Само слово относится к писаниям, коих было великое множество. Вероятно, корень этого слова имеет значение «нить, связь» между мужским и женским началами, из которых сплетена вселенная. Школы, почитавшие женское божество Шакти, назывались «Шактик», а также «левши» из-за своей конфиденциальности и потому, что богиня сидела слева от бога. В текстах Тантры приведены бесчисленные диалоги двух богов мужского и женского пола, где каждый попеременно поучает другого и задает ему вопросы. Эти диалоги, по сути, являются комментариями и рекомендациями к выполнению обрядов и упражнений.
Тантра возникла в ранние века н. э. и широко распространилась, оказав влияние на философов, йогов и простых людей: она внесла свои изменения в проведение ритуалов, аскетические упражнения, этику и литературу. Она не была ведическим учением и часто противопоставлялась философии, отрицающей мир, а также монистическим учениям индуистских ортодоксов. Вместо того чтобы подавлять наслаждение, принимая его за грехов-
50
ность или иллюзию, тантра учила веселиться от души, считая это средством достижения высочайшей цели.
Считалось, что тантра — это открытие тайны женщины, ибо каждая женщина является инкарнацией Шакти, божества женского пола и матери. При проведении ритуала йогиня обнажена и возбуждена, олицетворяя собой волнение, предшествующее космической мистерии создания. Каждая обнаженная женщина воплощала в себе пракрита, природу, а при проведении обрядов она превращалась в богиню Шакти. Философия санкхьи имеет мифологический слой, в ней нашлось место пуруше, духу, неподвижному и созерцательному, которого питает энергией активная пракрити.
Согласно тантре, самая мощная энергия — сексуальная, в половых органах концентрируются космические силы, что находит символическое отражение в лингаме Шивы. Некоторые йоги обожествляли собственный лингам, а сексуальное возбуждение указывало им на божественное присутствие. Змея же была символом сексуальной силы не только в этой, но и в других традициях. Аналогично обожествлялась и женская йони. Многие скульпторы воплощали в своих творениях половые органы огромных размеров.
Любые половые отношения (maithuna) — между мужем и женой, между партнерами или с храмовой девушкой — считались ритуальными. Сексуальный союз постепенно преобразовали в церемониальный, и благодаря ему человеческая пара становилась божественной четой. Обряду предшествовали медитация и церемонии, чтобы достичь в соитии наибольших вершин, так как считалось, что одного лишь телесного союза недостаточно для обретения спасения. Соитие не могло быть случайным, и оргазм не служил его единственной целью. Оно представляло собой длительный процесс с ласками и различными позами, заимствованными из «Камасутры» и других трактатов по искусству любви.
51
Некоторые тантристы стремились пойти дальше привычных индийских сексуальных обрядов и считали, что табу, справедливые для обычных людей, могут быть нарушены ими для достижения сверхсилы. Встречались несколько человек, чаще всего ночью, иногда на кладбище, садились в магический круг или отдельно друг от друга по рядам. После формального поклонения им позволялось насладиться «пятью m», запретными или ограниченными для других: алкоголем (madya), мясом (mamsa), рыбой (matsya), жестам рук (mudra) и половым сношениями (maithuna). При некоторых ритуалах «левой руки» женщины вступали в связь во время менструации, так как считалось, что в такой момент ее энергетика находится в экстремальном состоянии. Враги последователей тантры «левой руки» заявляли, что те регулярно проводят непристойные оргии, а поскольку церемонии были тайными, то опровергнуть это обвинение было трудно. Защитники тантры говорили, что такие соития имели место только между мужьями и женами, однако известный антрополог предоставил свидетельства внебрачных совокуплений и беспорядочных половых связей, совершаемых последователями «левой руки». Новых членов признавали только в том случае, если они приходили со своей парой, и поскольку жены вступающих нередко отказывались сопровождать мужей, то мужчину принимали и тогда, когда с ним приходила «его приемная сестра». Такая пара уже нарушала табу кровосмесительства, поскольку внебрачное совокупление считалось кощунством, а не случайностью. На подобных сборищах женщины снимали с себя одежду и складывали ее в большой сосуд, и во время «распевания гимнов верховный гуру вызывал мужчин одного за другим и давал каждому произвольно выбранное платье: затем пара удалялась за ширму, чтобы произвести ритуальное соитие»*.
* G. М. Carstairs in Aspects of Religion in Indian Society, ed., L. P. Vidyarthi, 1961, p. 67.
52
Известным правилом тантрического совокупления была задержка семени, coitus reservatus. Для ускорения подъема kundalini меняли положения тел, задерживали дыхание, мысли и семя. Считалось, что семя (bindu) обладает магической силой, о чем говорилось еще в Упанишадах. Если оно останется в теле, то мужчину не постигнет страх смерти, и даже если оно извергнется в огонь йони, его можно будет задержать и вернуть. Полагали, что и мужчина, и женщина способны восстановить свои жизненные соки или вновь поглотить их, чтобы сохранить жизнь. (Вполне возможно, что эта практика пришла из Китая.) Задержка семени требовала строгой дисциплины и практики, а также являлась формой контрацепции.
В текстах Тантры утверждается, что все стадии соития должны сопровождаться произнесением мантр (mantras), которые нараспев читались множество раз над телом возлюбленной. Эта процедура была не просто эротической, ее целью было наделение мужчины и женщины силой для проникновения друг в друга. Соитие отдельных людей переходило в полное слияние и взаимопроникновение, и каждый держал в объятиях партнера. И таким образом сексуальное единение представляло собой полнейший образец союза Бога и души. Поскольку это представление было глубоко индийским, тантра процветала не только в теологии индуизма, но и в пантеизме, распространилось среди буддийских аскетов, а некоторые из ее традиций были приняты даже еще более суровыми дзэн-буддистами.