Обычаи парсов

Индийские парсы — наиболее мелкая община, насчитывающая примерно 120 ООО человек. Однако они следуют древней традиции, основанной Зороастром в Персии и названной по его имени. Переняв некоторые обряды из индийской свадебной церемонии и некоторые общие положения, они отрицают сексуальную мифологию Шивы-Шакти и Кришны-Радхи, и стремятся к высшему и справедливому богу Ахура-Мазда для обретения «религии праведной жизни».

Согласно зороастрийским мифам, первая человеческая пара, Маши и Машьяна, выросла из земли в облике ревеня. Подобно ведическим и платоновским гермафродитным первобытным существам, они были слиты друг с другом воедино. Потом они разделились на мужчин и женщин и оказались в мире, сотворенном Богом, в котором, однако, царило зло. Бог предупредил их: «Вы чело-

93

веческие существа, родители мира, поэтому действуйте в соответствии с порядком и умом. И не поклоняйтесь демонам»*.

В мифологии присутствовал дуализм на уровне сверхъестественного между мудрым Господом, Ахура-Маздой, и Злым духом, Ангро-Манью, или Ахриманом. Неизвестно, был ли миф о божественных близнецах придуман самим Зороастром, или он переиначил его, однако миф проецировал на духовный мир деление на добро и зло, столь очевидное в материальном мире. Утверждалось различие между добром и злом, но не между духом и плотью, поскольку зороастрийцы верили, что плоть и материальный мир хороши, так как они созданы Богом, и их можно сделать еще лучше, уничтожив зло. Очень важно отметить такое отличие, поскольку представления о злом духе и плоти повлияли и на другие религии, особенно на манихейство в Персии, а позже оказали воздействие на христианство.

Несмотря на то что последователи зороастризма твердо верили в жизнь после смерти, их религия имела тесную связь со всем земным и не принимала аскетического отрицания мира. В разделе рукописи «Вендидады» (Видевдат) Ахура-Мазда говорит: «Я предпочитаю женатого мужчину холостяку, семейного человека тому, у кого никого нет, и человека с детьми — бездетному». И опять: «Счастливо то место, где человек строит дом с очагом, обзаводясь скотом, женой, детьми и хорошими соседями»**. Следовательно, зороастризм отвергал целибат, монашескую жизнь, нищенство, голодание и умерщвление плоти.

Религия парсов не только была оптимистической в сопротивлении негативу, но и учила наслаждаться со-

* R. С. Zaehner, The Dawn and Twilight of Zoroastrianism, 1961, pp. 42, 267.

** J. J. Modi, The Religious Ceremonies and Customs of the Parsees, 1937 edn., p. 14.

94

противлением злу и активным творением добра. Брак был институтом, поддержанным Священным Писанием, и считалось заслугой помочь другим жениться, если они были бедны. Несмотря на некоторые индийские обряды, свадьбы парсов изначально соответствовали персидским обычаям, их самой торжественной части, которая проводилась священниками. Раньше браки организовывали родители жениха и невесты, а теперь все чаще выбор предоставлялся самим молодым людям. Во время предварительных визитов было принято приносить подарки, в основном это были серебряные монеты и лампы. Дарили кольца и давали приданое.

Свадьбы парсы праздновали в благоприятные дни, по указанию индийских астрологов, и в первый же день сажали саженец деревца как символ плодородия. Считается, что красные отметки на лбах жениха и невесты символизируют солнечные и лунные лучи, однако это также могут быть знаки плодородия. Существовало множество атрибутов церемонии бракосочетания, включая тканый занавес, который вначале разделяет жениха и невесту, а затем падает как знак их союза, а также семь нитей, которыми связывают новобрачных для того, чтобы показать их еще более тесные узы. Произносилось благословение во славу бога Ахура-Мазды, молились о ниспослании им долгой жизни, а также сыновей и внуков: «Учитесь делать добрые дела... Держитесь подальше от жен ближних... Будьте плодовиты, как земля. И как душа соединена с телом, да будете так же соединены и вы со своими друзьями, братьями, женой и детьми»*.

Целомудрие является важной добродетелью у парсов, поэтому муж и жена давали обеты верности, делали посвящения Богу и друг другу. Адюльтер считался большим злом, противоречащим доброму духу и препятствовавшим прогрессу в мире. В древние времена муж мог

* Modi, op. cit., pp. 14 ff.

95

развестись с женой из-за ее измены, и начиная по крайней мере с XIX века супружеская измена мужа также стала основанием для развода. Импотенция или бесплодие также могли причиной развода. До начала XIX века мужу разрешалось взять другую жену, если первая была бесплодной, однако первая продолжала оставаться хозяйкой дома.

Когда женщина беременела, предполагалось, что после пятого месяца муж не должен был вступать с ней в половые отношения, и она должна была воздерживаться от контакта с какой-либо мертвой или разлагающейся субстанцией. Сорок дней после рождения ребенка мать была изолирована в комнате, в своей кровати, а также отдельно питалась. После родов она очищалась, принимая ванну, воду в которой благословляло и освящало духовное лицо. Все ее постельные принадлежности и одежда после этого уничтожались или отдавались мусорщикам.

Менструацию рассматривали как нечистое явление, считая, что она — влияние Ахримана, злого духа. В каждой деревне или на улице был дом для менструирующей женщины и до сих пор для них устраивают специальный изолятор. Все, до чего дотрагивалась менструирующая женщина, становилось нечистым, а если дети находились рядом, то их купали, прежде чем вывести из дома. Половые контакты с женщиной во время менструации могли повлечь за собой суровые наказания. Таким женщинам давали ограниченное количество еды, они должны были питаться из металлических посудин, а не из глиняных или деревянных. На руки им нужно было надевать перчатки. В конце такого периода женщина должна была искупаться и выстирать свое постельное белье и одежду. Многие из этих обычаев соблюдаются до сих пор, но женщин теперь чаще всего изолируют не в отдельных домах, а в частных покоях, на верхних этажах домов*.

* Modi, op. cit., pp. 3 ff, 161 ff.

96

Парсы осуждали куртизанок, считая их опасными для природы и общества. Они верили, что от их взгляда иссушаются реки, у деревьев пропадают цветы, трава исчезает с земли, уменьшается сила, мужество, правда и справедливость. Полагалось, что такие женщины заслуживают смерти больше, чем змеи, волчицы или беременные лягушки. Ибо зороастризм был религией, которая сталкивалась с вечной проблемой зла в мире, рассматривая жизнь как битву между добрым Богом и ордами демонов. Помощь людей очень важна, так как хорошие дела объединяют мужчин и женщин с Богом и работают на финальное торжество добра.